Museums

Donat Sorokin/ТАSS
Ural Vision Gallery is a modern exhibition venue located in the heart of Ekaterinburg. It was opened in December 2012 by collectors Alla and Viktor Loshchenko. The gallery displays around two or three exhibitions in a year, working with such sculptors like Britain's Tony Cragg or Russians Olga Tobreluts and Gregory Maiofis, the Russian Blue Nouses art group. Ural's modern artists also use this gallery to display their works with some pieces set for sale.

Ekaterinburg's Mayor Yevgeny Roizman collects old icons and naïve art. Nevyansk icons take up the bulk of his collection. This is a special type of icons, which appeared in the beginning of XVIII century. These icons are distinguished in the excellent quality of woodwork, used for icon-paining, and the amount of details in the icon itself.

Roizman created a museum around his collection in 1999 and called it the Nevyansk Icon. He wanted to preserve the heritage of icon-painters and to gather every bit of information about their work.

More than 300 icons will be on display for visitors of the first private museum of icons in Russia. All of these masterpieces were found in Ekaterinburg, Nevyansk, Nizhny Tagil and other cities. There are all kinds of icons, some size of the palm of your hand others big and decorated with gold, beads and semi-precious stones.

Donat Sorokin/TASS

The modern museum has opened at the Boris Yeltsin Presidential Center in October 2015 and is dedicated to Russia's first president. The project has spearheaded by one of the largest museum design companies in the world, Ralph Appelbaum Associates. Its concept was developed by the famous Russian director Pavel Lungin. Each hall of the museum is dedicated to a notable events of the 1990s, as well as milestones in Boris Yeltsin's career.

It is an interactive museum. You can find a lot of media items here, including family photos and films, such as his New Year's address of 1999, when he said he was stepping down.

Donat Sorokin/TASS

In 1980, several literature museums, devoted to the Ural writers, united to become one museum, which now features ten objects.

In the D. N. Mamin-Sibiryak's Memorial-house, visitors learn about life and works by the well-known novelist and playwright, author of the Privalov's Millions novel, which is based on real facts about development of the industrial Urals.

The P. P. Bazhov's Memorial House was built by the owner. The museum chose not to change the exterior and has kept the unique library, which the prominent fairy tale writer collected.

In the Мuseum of F. M. Reshetnikov visitors see a reconstructed post house of the 19th century. The exposition presents a most complicated and romantic job of the 19th century and attracts attention to the tragic life of a forgotten critical-realism writer Fyodor Reshetnkov, who was born in the family of a postman.

The United Museum continues big scientific and research work, organizes modern exhibitions, book presentations and literature evenings. Almost all of the buildings are situated within the Literary block.

The Sverdlovsk Film Studio began its work on February 9, 1943, in the height of the Great Patriotic War. Since then, more than 200 movies and 600 documentaries were filmed, as well as hundreds of popular science films and around 100 of animation films.

The studio offers five types of group tours ranging from 12 to 35 people. One of such tours is called The Costume and Props Show, where employees showcase items used in various films and visitors are introduced to the costume director who lets them in on some trade secrets and even allows to try on some of the clothes items. The studio also offers to try out professional make up and even create a new image. All tours must be agreed upon in advance.

Donat Sorokin/ТАSS

Sverdlovsk Regional Studies Museum of History and Nature consists of eight exhibition venues in Ekaterinburg and nine branches located in various cities of Sverdlovsk region. The museum was founded by members of the Ural Society of Naturalists in 1870. The main exhibition displays unique items which paint a bright picture of the region's history, nature, ethnography, art and culture.

The Museum of History and Archeology of the Urals displays the Shigir idol. It is one of the world's most ancient wooden sculptures. The Museum of Ural Nature demonstrates the skeletons of a mammoth and a bear as well as stuffed animals and birds, which inhabit Sverdlovsk region.

The Ernst Neizvestny Museum of Fine Arts has a collection of the famous sculptor's works. The Popov Museum of Radio will tell you all about the life of the man who invented one of the world's first radios and trace the industry's development, examine the technologies used in the beginning of the previous century.

The old Agafurovs' House Museum Club hosts master classes, theatrical events, quests, games and other fun events.

The Poklevsky-Kozell House Museum and Exhibition Centre displays a permanent exhibition dedicated to the life and passions of Ekaterinburg in the 19th century. It also exhibits the works of various famous artists.

Donat Sorokin/TASS

A branch of the Moscow National Centre for Contemporary Arts opened in Ekaterinburg in 1999. Curator exhibitions are organized here year round. The exhibits are pictures, installations, sculptures, photographs by artists from all over the world. At different times, the exhibition space was given to works by local arts groups Where Dogs Run, or The Evil, to unusual objects by Rostan Tavasiyev from Moscow, projects by Dutch photographer Hendrik Kerstens and Thomas Klimovsky from France, and to many others. Information on all exhibitions is available on the National Centre for Contemporary Arts' website.

The centre organises the Ural Industrial Biennial of Contemporary Art, supports regional artists, offers educational programs, invites to arts festivals, films and parties.

Donat Sorokin/ТАSS

The Mart Centre of Photography was opened in Ekaterinburg in autumn of 2015 by a renown photographer Denis Tarasov, the head of the Sverdlovsk branch of the Russian Union of Art Photographers.

The venue opened with the Realnonerealno (real-not-real) exhibition, which showcased the works of Russian photographers Alexander Gronsky, Danila Tkachenko and Nikita Shokhov – winners of the World Press Photo award. An exhibition of best wildlife photographs from around the world become the centre's second project.

Mart also hosts film screenings, has its own children's photo school, a photo club, a library and a small café.

Donat Sorokin/TASS

The Museum of the History of Ekaterinburg is in the central location, in a house build in the 1820. From 1940 and to the big restoration, which was completed in 1995, the house was home of the museum of the Soviet political and state figure Yakov Sverdlov.

Now the museum has a new title and concept. The modern exposition gives images of Ekaterinburg's old streets, tells history of its house. The audience can view a film about the city's development. The film presents images from the space and tells stories about outstanding people who lived in the city.

The exposition includes portraits of local people in the early 19th century, clothes and footwear, made in the Urals last century. Visitors are invited to lectures, meetings, book presentations, dance performances, concerts, and reconstructed folk holidays. The museum publishes information on upcoming events on its website and on social networks.

As you see the historic exposition, go to a building nearby, where you can see Metenkov's House – a museum of photography. The collection consists of old photographs, made by Veniamin Metenkov, and modern photographs from all over the world.

The Museum of Stone-Cutting and Jewelry Art History is located in the building of a former drugstore of the mining authority, built in 1821. The museum's collection presents stone-cutting works of different times. The oldest objects are dated the 18th century – among them is the only in the Urals 1.5-metre (5-foot) high vase cut of Kalkan jasper.

The museum also presents a unique collection of stone seals by the prominent local artist Nikolay Taturov, the Faberge jewelry, eleven artistic panels based on Pavel Bazhov's tales, the Zvezdar and the New Year emerald lumps, a unique grain of green garnet known as the Alexandrov Demantoid.

The museum organizes exhibitions, master classes, and holidays for children and adults.

Donat Sorokin/TASS

The Ekaterinburg Museum of Fine Arts was established in 1936. Nowadays, it has two branches. One is located in the reconstructed building of the local railway factory's hospital, and the other – in the former house of merchant Bardygin – undergoes reconstruction now.

The museum has collections of the West European Arts of the XIV-XIX centuries, the Russian Arts of the XVII – early XX centuries, Russian avant-garde; the modern naïve art is next to the well-known Urals casting art and jewelry by local artists.

The key masterpiece is the Kasli cast-iron pavilion, which was made for the International Exhibition in Paris in 1900, and which is on the UNESCO list of history and culture monuments. The collection also has works by Russian avant-garde artists Kazimir Malevich, Natalia Nesterova and Mikhail Larionov, Wassily Kandinsky and others.

The museum invites visitors to exhibitions, master classes, musical evenings, concerts, lectures, author tours and artistic meetings.

Evgeny Kurskov/ТАSS

Ekaterinburg's Museum of Vladimir Visotsky opened on January 25, 2013, commemorating the poet's and musician's 75th birthday. The museum is located in a business centre with the same name and was founded by Andrey Gavrilovsky, a businessman, developer and collector.

The museum displays Vysotsky's baby pictures, his letters to relatives and friends, posters and props, his favourite records and much more. Some of the items were given to the museum by the musician's son Nikita. The exhibition's central piece is Vysotsky's Mercedes, his full-length wax figure created by Alexander Silnitsky and the Bolshoi Ural Hotel room the musician stayed in twice when visiting Sverdlovsk in 1962. The museum hosts concerts, poetry readings and meetings of Vladmir Vysotsky's fans.

The Museum of Gold is located in the town of Berezovsky, 12 kilometres from Ekaterinburg. The precious metal was found here in 1745 with over a thousand mines opened between then and how. Some of those mines are still working.

The museum describes the story of how gold has turned Russia's economy around in the 18th century and how the Urals dealt with the gold fever. Visitors will be able to see old tools miners used as well as modern ones, which were provided by engineers and workers from Berezovsky mining department.

Evgeniy Kurskov/TASS

Sviter (Sweater) Street Art Gallery is one of most oddball places in Ekaterinburg. This art space opened in 2014 in an estate built in the first half of the 19th century. The authors wished for the gallery to house street artists and give them a haven to create and showcase. New exhibits open here almost every month. Visitors can see graffiti, photographs, installations, paintings and everything else street-art. The facility is also used for lectures and workshops, and even plays and movie showings. Follow the gallery through social media to keep updated.

Музеи

Донат Сорокин/ТАСС
Ural Vision Gallery – современное выставочное пространство в центре Екатеринбурга, открытое в декабре 2012 года по инициативе коллекционеров Аллы и Виктора Лощенко. В течение года в Ural Vision Gallery проходят три-четыре выставки. Здесь выставляли работы знаменитого британского скульптора Тони Крэгга, получивших международную известность петербуржцев Ольги Тобрелутс и Григория Майофиса, нашумевшей арт-группы "Синие носы". Нередки здесь и экспозиции современных художников Урала. Некоторые работы можно купить.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман собирает старинные иконы и картины наивных художников. В его коллекции особое место занимает невьянская икона – вид иконописи, появившийся в начале XVIII века стараниями христиан-старообрядцев. Эти иконы отличает отличное качество обработки доски и детальная проработка изображений.

В 1999 году на базе своей коллекции Ройзман создал музей "Невьянская икона", чтобы сохранить наследие иконописцев и собрать всю доступную информацию об их труде. Сегодня специалисты ездят в экспедиции, ищут данные для архивов, занимаются реставрацией, издают тематические книги и альбомы.

В первом частном музее иконы на Урале можно увидеть более 300 уникальных работ, найденных в Екатеринбурге, Невьянске, Нижнем Тагиле и других городах. Здесь есть иконы размером с ладошку и большие работы, украшенные золотом, бисером и полудрагоценными камнями.

Донат Сорокин/ТАСС

Современный музей действует в "Президентском центре Бориса Николаевича Ельцина", который открылся в Екатеринбурге осенью 2015 года. Над проектом трудилась одна из крупнейших в мире компаний – разработчиков музейного дизайна Ralph Appelbaum Associates, а его концепцию придумал знаменитый российский кинорежиссер Павел Лунгин. Каждый зал музея связан с переломным моментом из 1990-х годов и этапами работы первого президента России.

Музей интерактивный. Здесь можно найти редкие документы и семейные фотографии, видеозаписи, в том числе последнюю новогоднюю речь президента 31 декабря 1999 года или репортажи про попытку государственного переворота в августе 1991-го, принять участие в подготовке к выборам, увидеть "ядерный чемоданчик" и побывать в кремлевском кабинете Ельцина.

В Ельцинском центре также находится архив документов о 1990-х, арт-галерея, книжный магазин "Пиотровский", кафе "1991", конференц-зал, детский центр, центр документального кино. В атриуме проходят фестивали, мастер-классы, концерты, поэтические чтения, спектакли.

Донат Сорокин/ТАСС

В 1980 году несколько литературных музеев, посвященных уральским писателям, объединились в один. Сейчас в состав Объединенного музея писателей Урала входят десять объектов.

В Литературно-мемориальном доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка можно узнать о жизни и творчестве прозаика и драматурга, автора романа "Приваловские миллионы", в основу которого легли реальные факты о развитии промышленного Урала.

Мемориальный дом-музей П. П. Бажова был построен самим хозяином. Хранители не стали менять внешний облик жилища и сохранили уникальную библиотеку, где можно увидеть старинные книги, которые собирал знаменитый сказочник.

В Литературно-мемориальном музее Ф. М. Решетникова посетитель попадает на реконструированную почтовую станцию XIX века. Экспозиция призвана не только познакомить посетителей с одной из самых трудных и романтических профессий позапрошлого века, но и привлечь их внимание к трагической судьбе одного из незаслуженно забытых мастеров критического реализма, ведь Федор Решетников родился в семье почтальона.

Служители Объединненого музея ведут научно-исследовательскую работу, организовывают временные выставки, проводят презентации книг и литературные вечера. Почти все здания Объединенного музея писателей Урала расположены в Литературном квартале.

Свердловская киностудия начала работу 9 февраля 1943 года в разгар Великой Отечественной войны. С того времени здесь было снято более 200 художественных и 600 документальных картин, сотни научно-популярных и около 100 мультипликационных фильмов.  

На киностудии доступны пять видов организованных экскурсий для групп от 12 до 35 человек. Во время "Шоу костюмов и реквизита" показывают вещи, которые были использованы на съемках, посетителей знакомят с художником по костюмам, который рассказывает о секретах своей работы, а некоторым даже дадут примерить кое-какую киношную одежду. В студии киногрима и постижа есть возможность создать свой новый образ. Также предлагается снять свое кино или записать звук. Обо всех экскурсиях необходимо договариваться заранее.

Донат Сорокин/ТАСС

Свердловский областной краеведческий музей – это восемь выставочных площадок, расположенных в Екатеринбурге, и девять филиалов в городах Свердловской области. Музей был основан членами Уральского общества любителей естествознания в 1870 году. В основных экспозициях собраны уникальные вещи, рассказывающие об истории, природе, этнографии, искусстве и культуре края.

В Музее истории и археологии Урала можно увидеть Шигирского идола – одну из древнейших деревянных скульптур в мире, а в Музее природы Урала демонстрируют скелеты мамонта и пещерного медведя, чучела животных и птиц, обитающих в Свердловской области.

В Художественном музее Эрнста Неизвестного собраны работы знаменитого скульптора. В Музее радио им. А. С. Попова можно узнать о жизни изобретателя одной из первых радиостанций и проследить развитие отрасли, осмотрев технику начала века.

В старинном Музейном клубе "Дом Агафуровых" проходят мастер-классы, театрализованные праздники, квесты, игры и другие проекты.

В Музейно-выставочном центре "Дом Поклевских-Козелл" демонстрируется постоянная экспозиция, посвященная быту и увлечениям екатеринбуржцев в XIX веке, а также проходят выставки известных художников.

Донат Сорокин/ТАСС

Филиал московского Государственного центра современного искусства появился в Екатеринбурге в 1999 году. Кураторские выставки проходят в местном ГЦСИ в течение всего года. Здесь можно увидеть картины, инсталляции, скульптуры, фотографии художников со всего мира. В разное время на площадке центра были представлены работы местных арт-групп "Куда бегут собаки" и "Злые", необычные объекты москвича Ростана Тавасиева, проекты голландца Хендрика Керстенса и француза Тома Климовски и многих других. Информацию обо всех актуальных выставках можно найти на официальном сайте ГЦСИ.

Сотрудники центра организуют Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, поддерживают художников региона, проводят образовательные программы, арт-фестивали, кинопоказы и праздники.

Донат Сорокин/ТАСС

Центр фотографии "Март" появился в Екатеринбурге осенью 2015 года. Его создатель – глава Свердловского отделения Союза фотохудожников России, известный фотограф Денис Тарасов.

Площадка открылась выставкой "Реальнонереально", где были показаны работы российских фотографов Александра Гронского, Данилы Ткаченко и Никиты Шохова – лауреатов фотоконкурса World Press Photo. Вторым проектом стала экспозиция лучших снимков живой природы со всего мира.

Также в "Марте" проходят кинопоказы, работает детская фотошкола, фотоклуб, библиотека и небольшое кафе.


Донат Сорокин/ТАСС

Музей истории Екатеринбурга расположен в центре города в здании, построенном в 1820-е годы. С 1940-го и до масштабной реконструкции, которая завершилась в 1995 году, здесь был музей советского политического и государственного деятеля Якова Свердлова.

Сегодня у музея новые название и концепция. Современная экспозиция дает возможность попасть на улицы старого Екатеринбурга, узнать историю самого старинного дома в городе, посмотреть фильм о развитии города, кинуть на него взгляд из космоса и познакомиться с биографиями выдающихся горожан.

Посетители могут увидеть портреты жителей Екатеринбурга начала XX века, поглазеть на одежду и обувь, выпущенную на Урале в прошлом столетии, посетить лекции и творческие встречи, а также презентации книг, танцевальные перформансы, концерты, реконструкции народных праздников. Информация об актуальных выставках и анонсы мероприятий публикуются в социальных сетях и на сайте музея.

После осмотра исторических экспонатов есть смысл заглянуть в здание, расположенное неподалеку. Здесь находится Фотографический музей "Дом Метенкова", в котором собраны старинные снимки фотолетописца Вениамина Метенкова и современные фотографии авторов со всего мира.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства находится в здании бывшей аптеки горного ведомства, построенной в 1821 году. В коллекции представлены камнерезные работы разного времени. Самые старые относятся к XVIII веку, в их числе можно увидеть единственную на Урале полутораметровую вазу из калканской яшмы.

Также в музее представлено уникальное собрание каменных печатей работы выдающегося уральского камнереза Николая Татаурова, ювелирные украшения фирмы Фаберже, 11 художественных панно по сказам Павла Бажова, штуфы изумруда "Звездарь" и "Новогодний", уникальный кристалл зеленого граната, известный как Демантоид Александрова.

На площадке проходят выставки, мастер-классы и праздники для детей и взрослых.

Донат Сорокин/ТАСС

Екатеринбургский музей изобразительных искусств основан в 1936 году. Сейчас у него два отделения. Одно располагается в реконструированном здании госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода, второе – в бывшем доме купца Бардыгина, где сейчас идет реконструкция.

В музее собраны разноплановые коллекции: западноевропейское искусство XIV-XIX веков, русское искусство XVII – начала XX века, русский авангард, современное наивное искусство соседствует со знаменитым уральским художественным литьем и работами местных ювелиров.

Главным сокровищем музея является Каслинский чугунный павильон, созданный для Всемирной выставки в Париже 1900 года, который занесен в список памятников истории и культуры ЮНЕСКО. Также в коллекции хранятся работы мастеров русского авангарда Казимира Малевича, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Василия Кандинского и других.

Здесь проводятся выставки, мастер-классы, музыкальные вечера, концерты, лекции, авторские экскурсии и творческие встречи.

Евгений Курсков/ТАСС

Екатеринбургский музей Владимира Высоцкого открылся 25 января 2013 года, к 75-летию со дня рождения актера, поэта и музыканта. Музей расположен в одноименном бизнес-центре. Инициатор создания этой площадки – бизнесмен, девелопер и коллекционер Андрей Гавриловский.

В музее можно увидеть детские фото Владимира Высоцкого, его письма близким, афиши спектаклей и театральный реквизит, любимые пластинки и многое другое. Некоторые вещи в музей передал сын артиста Никита. Центральные объекты экспозиции – Mercedes музыканта, его восковая фигура в полный рост, созданная Александром Сильницким, и реконструированный номер гостиницы "Большой Урал", в котором дважды останавливался артист, когда приезжал в Свердловск в 1962 году. Здесь проходят концерты, поэтические вечера и встречи поклонников творчества Владимира Высоцкого.

Березовский расположен в 12 километрах от Екатеринбурга, а посетить его стоит хотя бы из-за музея золота, на котором в буквальном смысле стоит этот населенный пункт. Драгоценный металл был найден в здешних местах в 1745 году, с тех пор здесь открыто более тысячи шахт, некоторые работают до сих пор.

В музее можно узнать, как золото перевернуло российскую экономику XVIII века, и как Урал болел "золотой лихорадкой". Посетителям демонстрируют старинные орудия труда золотодобытчиков, а также современные инструменты, предоставленные инженерами и рабочими Березовского рудоуправления.

Евгений Курсков/ТАСС
Галерея современного уличного искусства "Свитер" – самая необычная арт-площадка Екатеринбурга. Она открылась зимой 2014 года в усадьбе, построенной в первой половине XIX века. По замыслу авторов, галерея нужна для того, чтобы уличные художники могли творить в комфортных условиях. Новые выставки на площадке "Свитера" открываются едва ли не каждый месяц. На суд зрителей выносят графити, фотографии, инсталляции, картины и другие работы художников из российской неформальной столицы, в том числе творения Тимы Ради, Славы PTRK, арт-групп "Злые" и Rayons. Также на площадке проходят лекции и мастер-классы, фестивали и концерты, поэтические вечера и творческие встречи, идут спектакли, тренинги и кинопоказы. Актуальную программу на новую неделю можно найти в аккаунтах галереи в социальных сетях.