Gorky’s Town

This route covers all the key spots associated with the most famous native of Nizhny Novgorod, Maxim Gorky, whose name the city bore for several decades. Not only are many streets and embankments of Nizhny Novgorod closely interwoven with Gorky’s life (the writer lived 25 of his 68 years here); Nizhny Novgorod is an important character in many of his works. Strolling around Gorky’s Town, you become more intimately familiar with the old Nizhny Novgorod and its outskirts as they appear in Gorky’s autobiographic trilogy My Childhood, In the World and My Universities and his play The Lower Depths. You might also wish to stop by the factory neighbourhoods, where the plot of Gorky’s novel The Mother unravels.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

Many people believe the future great writer was born in this house, the home of his maternal grandfather Vasily Kashirin, who was a dyer. That is not true. Alyosha Peshkov, the future Maxim Gorky, was born in 1868 in the home of his paternal grandfather, the mansion at Ulitsa Kovalikhinskaya 33, a classic specimen of mid-19th-century Nizhny Novgorod architecture. There are whole neighbourhoods of these two-story wooden houses elsewhere in the city. This one is no different, except for the memorial plate.  

However, Kashirin’s house at Pochtovyi Syezd, where Alyosha and his mother came to stay in 1871 from Astrakhan after his father’s funeral, is worth a closer look. It is now a museum of Gorky’s childhood. They also call it a “one novella museum.” Indeed, the entire first part of Gorky’s autobiography, My Childhood, has this house as the backdrop. Many locals have visited this place as kids. They love to host extracurricular literature classes at Kashirin’s House. The original furnishings have been reconstructed from the time where a family of 16 lived in the four rooms of this house. About half of the exhibits actually belonged to the Kashirin family. The creators of this museum, which opened in 1938, relied on Gorky’s autobiographic novella My Childhood, reminiscences of the Kashirins’ descendants, the writer’s own memoirs, and the house plan he drafted in the later years of his life. The dyeing shop, the coach shed, the cobblestone backyard, and even the kerosene lamp out front have been reconstructed.   

Pavel Novikov/Welcome2018.com

As we know from Gorky’s autobiographical trilogy, his childhood ended with his mother’s death. That’s when Alyosha’s grandfather told him: “You are not some medal to hang here around my neck. Out and into the world you go!” They got Alyosha Peshkov a job as an errand boy in a fancy shoe shop at what was then the edge of Nizhny Novgorod, but is now the edge of the city’s main square, Ploshchad Gorkogo (Ulitsa Gorkogo 74). Alyosha delivered people’s orders, fetched firewood, cleaned the owner’s clothes, and constantly made escape plans. One time he scalded his hands in the kitchen and was taken to a hospital. When he recovered, his grandmother took him to the house of her nephew, who was a draftsman. In this home (now Ulitsa Zvezdinka 5b), the boy once again “performed the duties of a chambermaid,” according to the novella In the World. He washed the floors, cleaned the samovar and the copper cookware, and hauled his masters’ purchases home. Gorky described his living environment as “insufferably boring, unabashedly filthy.” This house is now some administrative institution next to a nice park, where young people go out on their dates by the light of the old-fashioned street lights. Both these houses, where young Alyosha Peshkov suffered so much, are marked with memorial plates. 

Pavel Novikov/Welcome2018.com

This square was named in honour of Maxim Gorky in the 1950s. The seven-metre statue of the writer, sculpted by Vera Mukhina, was mounted in the little park in the middle of the square at around the same time. Mukhina, the creator of the famous sculpture The Worker and the Kolkhoz Woman at Moscow’s VDNKh, won the all-Union design tender for the monument. Your tour guide will probably tell you that the original idea was to place the monument on the Volga slope. That’s why the writer’s bronze raincoat and his hair are supposedly flying in the breeze. But the truth is, this romantic portrayal of the author of The Song of the Stormy Petrel looks perfectly organic in a central square.  

Scenes from The Song…, set in stone, can be appreciated on the mosaic panels inside the Gorkovskaya Metro station, located in the square. This station, the newest in Nizhny Novgorod, has made Gorky Square an important public transit junction.  

Павел Новиков/Welcome2018.com

The Gorky monument faces Nizhny Novgorod’s pedestrian main street, Bolshaya Pokrovskaya, which has several Gorky memorial spots of its own. The international Gorky Readings, bringing together the fans and scholars of Gorky’s oeuvre from all over the world since the 1940s, take place biennially at the Philology Faculty of the Nikolai Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Bolshaya Pokrovskaya 37). Gorky’s widow Ekaterina Peshkova and some of his friends took part in the readings during the event’s early years, while the recent readings have been attended by Gorky’s granddaughters. Gorky Readings inspire a citywide cultural progra.m.me, including theme nights at museums and Gorky’s plays in the theatres.

The building at B. Pokrovskaya 24 (there are some shops and cafés here now) housed the editorial offices of the Nizhegorodsky Listok newspaper in the late 1800s, where Gorky, at the invitation of the writer Vladimir Korolenko, contributed for several years, writing essays and reviews of the Nizhny Novgorod Fair.  

Yet another Gorky spot is the drama theatre named in his honour (B. Pokrovskaya 13), where all of his plays have been staged at one time or another. It is a cinch that Gorky often dropped in here with his friend, the great opera singer Fyodor Chaliapin. Chaliapin sang a solo part in the opera A Life for the Tsar on the theatre’s opening night, and guest-performed here many times.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

There is no direct relation between this late Soviet-era stadium (currently the home of the local Dynamo sports club) and the writer Maxim Gorky. However, Gorky was an honorary member of Dynamo. Gorky was 64 when Dynamo members invited their famous townsman to join their club. The writer agreed, although he named fishing, hunting and gorodki as his favourite sports on his membership application form. Later on, in one of his magazine articles, carried by all the major Soviet newspapers, Gorky articulated the mission of Dynamo athletes: “I would like to remind the Dynamo athletes that the Greek word “dina” means strength, the word “dinamica” means motion, and “dynamite” is an explosive. Thus Dynamo is strength in motion…”  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

The existing theatre building was constructed in 1935, replacing the “Folk House,” the public theatre and concert venue built on the cusp of the 19th-20th centuries with money raised by Maksim Gorky and Fyodor Shalyapin. Gorky and Shalyapin first met and became friends in Nizhny Novgorod. Boris Pokrovsky, the future celebrated Russian opera director, was appointed director of the Opera and Ballet Theatre in Nizhny Novgorod (then named Gorky) in 1937. Pokrovsky served as Head Director of Bolshoi Theatre in 1952, 1955-1963 and 1970-1982. In 1972 he founded the Cha.m.er Musical Theatre of Moscow and would remain its art director for the rest of his life. Pokrovsky directed his debut, the opera Carmen, in Nizhny, and would serve here until 1943. In the 1980s, the Pushkin Opera and Ballet Theatre was one of the first opera companies in Russia to perform offstage with Peter Tchaikovsky’s opera The Sorceress, played by the walls of the Nizhny Novgorod Kremlin, and Mikhail Glinka’s opera Ivan Susanin, played at the Ipatiev Monastery in Kostroma, Susanin’s hometown. While staying true to the academic tradition (the operas Ivan Susanin, The Queen of Spades, Aida, the ballets Swan Lake, The Sleeping Beauty, and Peer Gynt remain on the repertoire), the company seeks new vistas for its further development. The operatic musical Coco Chanel: Pages from Life, premiered here in 2014. The music for Coco Chanel was written by Eduard Fertelmeister, Rector of the Nizhny Novgorod Conservatory. In 2015, director Ilya Mozhaisky of the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre of Moscow staged the opera The Cossacks, by modern Dagestani composer Shirvani Chalaev, at Nizhny Novgorod Opera and Ballet Theatre.   

The theatre has hosted Autumn at Boldino, the national opera and ballet festival, every year for nearly fifty years. In the past five years, the company has ended each season with an operetta and musical comedy festival titled My Favourite Easy Genre. The company’s artists perform in concert at the Evenings by the Fireplace, hosted by the Art Museum at Verkhne-Volzhskaya Embankment.  

Nizhegorodsky Ostrog, located right opposite the Opera and Ballet Theatre, next to the Ploshchad Svobody park, was the first prison in town. It served as a halfway prison for prisoner convoys on their way to Siberia, as well as holding local convicts. Maxim Gorky was jailed here twice, in 1889 and 1901, for his revolutionary activity. There used to be tours available of the solitary confinement cells where Gorky and his coeval public activists were held (Vladimir Korolenko, Yakov Sverdlov, and others), but the Ostrog was closed for restoration a few years ago.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

This was the last apartment in Nizhny Novgorod where Gorky and his family lived for a few years before moving permanently to Moscow in 1904. Gorky, by then a famous writer, could afford to rent the whole floor. It was here that he wrote his play The Lower Depths, the poem Man, and made early sketches for his novel The Mother. This apartment was a social hive. Gorky received many guests, including Fyodor Chaliapin, the writers Leonid Andreyev, Nikolai Garin-Mikhailovsky, Anton Chekhov and Ivan Bunin, widely known publishers, theatre directors and actors from Moscow, and other prominent people of the time.    

The museum reconstructs the original furnishings of Gorky’s apartment, featuring thousands of memorial items, including Gorky’s writing desk and his library.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

Gorky never lived here. The museum is housed in an eclectic historical mansion, once property of the merchants Burmistrov. Incidentally, this house, “small and elegant, like a royal plaything” is the scene of the novel The Accursed Family by Ivan Rukavishnikov. The displays cover the tumultuous life of Nizhny Novgorod’s creative intelligentsia in the late 19th-early 20th centuries, which largely revolved around Gorky and his circle. Three of the museum’s rooms contain the entire biography of Maxim Gorky: his personal items, manuscripts, and much more. Many exhibits were donated personally by Gorky.  

In addition to the Gorky exhibits, there are the personal items, letters and photographs on display of other renowned literati and artists of the time. A whole room is devoted to the writer Pavel Melnikov-Pechersky. There is also a place for the philologist and folklore scholar Vladimir Dahl and the poet Taras Shevchenko, both of whom lived in Nizhny Novgorod at different times. The museum boasts an extensive collection of photographs by the foremost photo chroniclers of the epoch, who lived and worked in Nizhny Novgorod:  Andrei Karelin and Maksim Dmitriev.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

If you go walking on the Volga slope, where Maxim Gorky loved to stroll, you may find yourself in the vicinity of Rozhdestvenskaya Ulitsa at the foot of the slope. There are a few Gorky spots here, including one monument to his philanthropy: Stolby Teahouse, which was Gorky’s project of a teahouse for homeless people. One merchant donated the space; another, the money. Poor people were offered basic, very affordable food here, and attended free concerts and literary readings. Free medical service for homeless people was set up here later on. Tour guides claim that such attempts to provide a cultural experience for poor people in addition to food and shelter were not typical for other Russian cities, and that this was almost a one of a kind thing, a “Gorky thing.”  The former Stolby Teahouse is now an office centre, but at least the outward appearance of this classical mansion is intact. 

Pavel Novikov/Welcome2018.com

This was not a random location for the Stolby club for the poor. This neighbourhood was practically slums at the end of the 1800s: seedy bars, ramshackle guesthouses and homeless shelters. One such shelter – the largest one – still exists. Sponsored by the merchants Bugrov, who were among the wealthiest families in Nizhny Novgorod, it was one of the prototypes for the homeless shelter which is the scene of Gorky play The Lower Depths. The sponsor set up a bank deposit to pay for the upkeep of the shelter, but the interest alone proved insufficient. The solution was to build a shopping centre next door, the proceeds of which also went towards the homeless shelter, which was designed to accommodate 700 people. The ground rules of the establishment were prominently displayed on the banners stretched above the ground floor windows: “sober people only,” “no tobacco smoking,” “no vodka drinking,” “no singing,” “be quiet.” Vagrants were issued bread and boiling water.  

Pavel Novikov/Welcome2018.com

Today’s Sormovsky District of Nizhny Novgorod, which in many ways entered in the picture of the 1905 Revolution, grew out of the settlement of Sormovo in the district of Balakhna. The workers of Russia’s biggest stea.m. engine factory and shipyard lived here, including the prototypes of the novel The Mother. Gorky was living in Nizhny Novgorod when the revolutionary unrest began in Sormovo, and he knew some of the activists personally, including Pyotr Zalomov, the prototype for Pavel Vlasov, the main character in The Mother, and his fellow activists. The description of the May 1 rally, one of the first in Russia, reproduced the actual events in Sormovo in 1902. The rally was advertised in the St. Petersburg underground paper Iskra, which would also cover the trial of the activists arrested in Sormovo that day. The Bolshevik leader Vladimir Lenin published his articles in Iskra, which were his way of communicating with Zalomov. Gorky firmly stood up for those arrested and their revolutionary cause. He printed propaganda leaflets and continued to work with the Sormovo activists following their acquittal.  

Ulitsa Barrikad is named in honour of the December 1905 insurrection of Sormovo workers. Several buildings from that time still exist in the street. One of them, the former parish school, which was used as the headquarters of the insurrection (Ulitsa Kominterna 175), was in 1977 adorned with a haut-relief entitled “School of Barricades,” cast in Leningrad.  One of the first Lenin statues in the city was installed in this neighbourhood in 1927.

Sormovo’s Burevestnik (Stormy Petrel) cinema and the eponymous Metro station are also named in honour of Maxim Gorky.

Город Горького

Маршрут охватывает главные места, связанные с самым известным нижегородцем – Максимом Горьким, имя которого город носил несколько десятилетий. С нижегородскими улочками и набережными тесно переплетена биография не только самого Горького (писатель прожил здесь 25 лет из своих 68) – город является важным героем многих его произведений. Гуляя по городу Горького, можно ближе познакомиться со старым Нижним Новгородом и его окрестностями из автобиографических повестей "Детство", "В людях" и "Мои университеты", пьесы "На дне", а также заглянуть в промышленные районы, где разворачивается действие романа "Мать".

Павел Новиков/Welcome2018.com
Многим представляется, что именно в этом месте, в доме своего деда по матери ремесленника-красильщика Василия Каширина, родился будущий писатель. Но это не так: Алеша Пешков, будущий Максим Горький, родился в 1868 году в другом доме деда – в усадьбе на ул. Ковалихинская, 33. Это классический образец застройки Нижнего Новгорода середины XIX века: в других районах сохранились целые кварталы таких двухэтажных деревянных домов, и этот, кроме памятной таблички, практически ничем от них не отличается.
А в сам Домик Каширина на Почтовом съезде, куда Алеша с матерью приехал в 1871 году из Астрахани после похорон отца, действительно стоит заглянуть. Здесь расположен музей детства писателя, его также называют музеем одного произведения: это реальная декорация к повести "Детство". Многие нижегородцы впервые побывали здесь еще в школьные годы: в Домике Каширина любят устраивать внеклассные уроки литературы. В четырех комнатах, где жила семья из 16 человек, восстановлена обстановка того времени, около половины предметов в экспозиции действительно принадлежали Кашириным. Организаторы музея, открывшегося в 1938 году, при создании экспозиции опирались на автобиографическую повесть Горького "Детство", воспоминания потомков Кашириных, самого писателя и на план дома, который он начертил в последние годы жизни. Также были восстановлены красильня, каретный сарай, булыжный двор и даже керосиновый фонарь у входа.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Как известно из автобиографической трилогии Горького, детство писателя закончилось со смертью матери и со словами деда: "Ты не медаль, на шее у меня не место тебе, а иди-ка ты в люди...". Алешу Пешкова отдали служить "мальчиком" в магазин модной обуви на тогдашней окраине Нижнего Новгорода, сейчас это окрестности центральной площади Горького (ул. Горького, 74). Там подросток разносил товар, таскал дрова, ухаживал за одеждой хозяина и все думал, как бы сбежать. В результате, обварив на кухне руки, Алеша оказался в больнице, а когда выздоровел, бабушка отвела его к своему племяннику-чертежнику. В его доме (нынешняя ул. Звездинка, 5б) мальчик, как следует из повести "В людях", снова "исполнял обязанности горничной": мыл полы, чистил самовар и медную посуду, носил хозяйские покупки. Само место своего квартирования Горький называл "донельзя скучным, нахально грязным". Сейчас в этом доме административные учреждения, а рядом красивый сквер, где часто назначают свидания на лавочках под фонарями. Оба дома, в которых Алеше Пешкову пришлось несладко, отмечены памятными табличками.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Площадь носит имя писателя с 1950-х годов. Тогда же в сквере на площади был установлен семиметровый памятник Максиму Горькому скульптора Веры Мухиной: автор знаменитого московского монумента "Рабочий и колхозница" выиграла всесоюзный конкурс проектов монумента. Экскурсоводы рассказывают, что изначально памятник планировалось установить на Волжском откосе, поэтому бронзовые плащ и волосы писателя будто бы развевает речной ветер. Но и на одной из центральных городских площадей этот романтический образ автора "Песни о буревестнике" выглядит очень органично.

Мотивы "Песни...", воплощенные в камне, можно оценить на мозаичных панно в вестибюлях станции "Горьковская", расположенной на площади. Это самая новая станция нижегородского метро, превратившая площадь Горького в важнейший транспортный узел города.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Памятник Горькому обращен на главную пешеходную улицу Нижнего Новгорода – Большую Покровскую, на которой тоже есть места, связанные с именем писателя. В здании филологического факультета Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского (ул. Большая Покровская, 37) раз в два года проводятся международные Горьковские чтения, с 1940-х годов собирающие ценителей и знатоков творчества писателя со всего мира. В первых конференциях участвовала жена писателя Екатерина Павловна Пешкова и его друзья, в последние годы приезжали внучки. К Горьковским чтениям готовится большая культурная программа: тематические выставки в музеях, спектакли по произведениям писателя в театрах.

В здании на Большой Покровской, 24 (сейчас здесь магазины и кафе) в конце XIX века располагалась редакция газеты "Нижегородский листок", с которой Горький по приглашению писателя Владимира Короленко несколько лет активно сотрудничал: публиковал очерки и критические репортажи с Нижегородской ярмарки.

Еще одна связанная с Горьким точка – драмтеатр его имени, где были поставлены все пьесы писателя (ул. Большая Покровская, 13). Очевидно, Горький часто бывал здесь со своим другом, великим певцом Федором Шаляпиным: тот солировал в опере "Жизнь за царя" на открытии театра и часто гастролировал здесь.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Напрямую этот построенный в поздние советские годы стадион (сейчас здесь зарегистрировано местное спортивное общество "Динамо") и писатель не связаны, но Максим Горький был почетным членом общества "Динамо". Когда горьковские динамовцы предложили знаменитому земляку вступить в свой клуб, ему было уже 64 года, но писатель согласился, правда, в анкете о своих любимых видах спорта он указал рыбную ловлю, охоту и городки. А позднее в одной из своих статей, растиражированной главными газетами Союза, сформулировал миссию спортсменов-динамовцев: "Мне хочется напомнить динамовцам, что греческое слово "дина" значит сила, "динамика" – движение, а "динамит" – взрывчатое вещество. "Динамо" – это сила в движении…".
Павел Новиков/Welcome2018.com
Современное здание театра построено в 1935 году на месте Народного дома – общедоступного театра и концертного зала, деньги на строительство которого в конце XIX – начале XX века собирали Максим Горький и Федор Шаляпин, ставшие друзьями после знакомства в Нижнем Новгороде. В 1937 году в Горьковский театр оперы и балета по окончании ГИТИСа был направлен будущий прославленный российский оперный режиссер Борис Покровский (в 1952, 1955-1963 и 1970-1982 годах главный режиссер Большого театра, в 1972 году основал Московский камерный музыкальный театр и до конца жизни оставался его художественным руководителем). Здесь он поставил свой первый спектакль – оперу "Кармен" – и проработал до 1943 года. В 1980-е годы театр одним из первых в России вынес постановки за пределы сцены: оперу Петра Чайковского "Чародейка" исполнили у стен Нижегородского кремля, оперу Михаила Глинки "Иван Сусанин" – в Ипатьевском монастыре в Костроме, на родине героя. Сегодня, продолжая академические традиции (в репертуаре есть оперы "Иван Сусанин", "Пиковая дама", "Аида", балеты "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Пер Гюнт"), театр ищет новые пути развития. Так, в 2014 году состоялась премьера оперы-мюзикла "Коко Шанель. Страницы жизни", музыку к которой написал ректор Нижегородской консерватории Эдуард Фертельмейстер. А в 2015 году режиссер Московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Илья Можайский поставил на нижегородской сцене оперу "Казаки" современного дагестанского композитора Ширвани Чалаева.

Почти полвека на сцене театра ежегодно проводится Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень", последние пять лет по окончании каждого сезона – фестиваль оперетты и музыкальной комедии "Мой любимый легкий жанр". Артисты театра участвуют в концертах "Вечера у камина" в корпусе художественного музея на Верхне-Волжской набережной.
Напротив театра оперы и балета, рядом со сквером на площади Свободы, расположен Нижегородский острог – первая в городе тюрьма, в которой содержали каторжников, шедших по этапу в Сибирь, и местных преступников. Максим Горький находился здесь в заключении дважды – за участие в революционной деятельности в 1889 и 1901 годах. По камерам-одиночкам, где сидел Горький и другие активные общественные деятели того времени (Владимир Короленко, Яков Свердлов и другие), одно время водили экскурсии, но в течение нескольких последних лет острог закрыт на реставрацию.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Этот музей создан в последней нижегородской квартире Горького, где он с семьей прожил несколько лет до окончательного переезда в Москву в 1904 году. В те годы Горький – уже знаменитый писатель – мог себе позволить снять целый этаж. Здесь были написаны пьеса "На дне", поэма "Человек", сделаны первые наброски к роману "Мать". Эта же квартира была центром светской жизни: у Горького гостили Федор Шаляпин, писатели Леонид Андреев, Николай Гарин-Михайловский, Антон Чехов и Иван Бунин, а также известные тогда издатели, актеры и режиссеры московских театров и другие видные деятели того времени.

В музее восстановлена обстановка квартиры: в экспозиции несколько тысяч мемориальных предметов, в том числе письменный стол Горького, его библиотека.
Павел Новиков/Welcome2018.com
В этом здании Горький никогда не жил: музей создан в старинном эклектичном особняке купцов Бурмистровых. Этот дом, "небольшой, изящный, как королевская игрушка", кстати, является местом действия в романе "Проклятый род" Ивана Рукавишникова. Экспозиция посвящена насыщенной жизни творческой интеллигенции Нижнего Новгорода конца XIX-начала ХХ века, которая вращалась вокруг Горького и его друзей. Вся биография Горького – в трех залах: здесь собраны личные вещи и рукописи писателя, многие экспонаты подарены им лично.

Кроме материалов о жизни Горького, в музее собраны личные вещи, письма и фотографии других известных литераторов и деятелей искусств того времени: отдельный зал посвящен писателю Павлу Мельникову-Печерскому, часть экспозиции – филологу и фольклористу Владимиру Далю и поэту Тарасу Шевченко, которые в разное время жили в Нижнем. Также в музее есть большая коллекция старинных фотографий главных фотолетописцев того времени, живших в Нижнем Новгороде: Андрея Карелина и Максима Дмитриева.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Пройдясь по Волжскому откосу, где любил гулять Горький, можно спуститься в район улицы Рождественской. Здесь есть несколько мест, связанных с именем писателя, в том числе еще один пример его благотворительной деятельности – чайная "Столбы", открытая для бездомных по инициативе Горького. Помещение для заведения предоставил один купец, деньги выделил другой. Городской бедноте здесь подавали недорогую простейшую еду, а также устраивали концерты и литературные вечера. Позднее здесь же создали бесплатный медпункт для бездомных. Экскурсоводы рассказывают, что для других городов России такая деятельная поддержка бедняков, попытка не только предоставить им кров и еду, но и наладить культурную жизнь, была не характерена – это было исключительное "горьковское" дело. Сейчас в бывших "Столбах" офисы разных коммерческих организаций, но внешний облик особняка в стиле классицизма сохранился.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Клуб для бедноты "Столбы" появился именно в этом районе не случайно: в конце XIX века здесь фактически были трущобы – небольшие трактиры, приюты и ночлежки, в том числе крупнейший, сохранившийся до сих пор ночлежный дом. Его построили богатейшие нижегородские купцы Бугровы, и он стал одним из прообразов подвала-ночлежки, где разворачивается действие пьесы Горького "На дне". Для содержания ночлежного дома купцы-благотворители оформили банковский депозит, но процентов не хватало, поэтому рядом был построен торговый корпус, доходы которого также шли на ночлежный дом, рассчитанный на 700 человек. Над окнами первого этажа висели растяжки с правилами заведения: "Принимаются трезвые", "Табак не курить", "Водку не пить", "Песен не петь", "Вести себя тихо". Бродягам выдавали хлеб и кипяток.
Павел Новиков/Welcome2018.com
Современный Сормовский район Нижнего Новгорода, с которым во многом связана история города в период революции 1905 года, вырос из слободы Сормово Балахнинского уезда. Здесь жили работники крупнейшего паровозо- и судостроительного завода страны, в том числе прототипы романа "Мать". Во время первых революционных волнений в Сормове писатель жил в Нижнем и был лично знаком с активистами той поры – Петром Заломовым (прототип главного героя "Матери" Павла Власова) и его соратниками-пропагандистами. Описание первомайской демонстрации, одной из первых в стране, в романе буквально отражает события в Сормове 1902 года. Анонс той акции был напечатан в столичной газете "Искра", там же освещался судебный процесс над арестованными сормовичами, а лидер большевиков Владимир Ленин публиковал свои статьи, адресованные Заломову. Горький тоже активно защищал арестованных и дело революции, печатал листовки-воззвания и продолжил с ними сотрудничать после их оправдания в суде.

В честь декабрьского восстания сормовских рабочих 1905 года названа улица Баррикад, на ней сохранилось несколько построек того времени. На одном из них, здании бывшей церковно-приходской школы, где был штаб восстания (ул. Коминтерна, 175), в 1977 году был размещен отлитый в Ленинграде горельеф "Школа баррикад". В этом же районе в 1927 году был установлен один из первых в городе памятников Ленину.

В память о Горьком в Сормове также названы кинотеатр "Буревестник" и одноименная станция метро.