Starocherkassk. Cossack capital

Formerly known as Cherkassk, now Rostov’s Starocherkassk, is a town which cherishes Cossack traditions. Today. All major attractions of the town are located on the territory of the Starocherkassk Historical and Archeological Open-Air Museum. Visiting this place is like stepping into a frozen era, where time has stopped and the past is in the present.

Valery Matytsin/TASS

Starocherkassk’s main attraction is the military Resurrection Cathedral, which was built in 1719, but its history goes back to 1652, when there was a wooden church, consecrated in the name of God's Resurrection.

The construction continued despite the order, in which Peter the Great prohibited stone buildings elsewhere, but in St. Petersburg. Legends say the tsar made an exception for Starocherkassk as he considered it a symbolic gesture underlining his authority over the historically troubled Don. Legends claim the tsar was participating personally in the construction.

Valery Matytsin/TASS

The Maidan Square in front of the military Cathedral of Resurrection is a truly historic area. Maidan remembers steps of Peter the Great, who visited Cherkassk four times between 1695 and 1709. In Maidan, chieftains (atamans) Kondratiy Bulavin and Matvei Platov swore in. Here Stepan Razin raised the people in protest against the tsar power. In this square the local protesters took decisions in the supreme Cossack meetings.

As you feel spirit of that time, pay attention to the legendary trophy of the Azov siege. Here you can see the artillery captured from the Turks in 1637-1641, as well the iron gates from the Azov citadel, which used by be a Turkish fortress then.


Valery Matytsin/TASS

Chieftain’s Courtyard architectural complex combines two historical monument of the XVIII-XIX centuries (Ataman's Palace and the Church of Don). It is related to an influential Cossack family of the Yefremovs. Several representatives of this family became chieftains (atamans), who preserved and enhanced the family's wealth.

Ataman Danila Yefremov, a founder of the dynasty, was extremely ambitions and used examples of best Petersburg aristocratic houses in construction of his courtyard.

The family’s palace has 21 rooms of about 1,000 square meters.


Mikhail Modrasov/ТАSS

Reports about a wooden cathedral in the place of the Peter and Paul Church go back to 1692. Construction of the new, made of stone, building is believed to be supervised by Empress Elizabeth, who financed the construction and provided necessary masters. Ataman Danila Efremov oversaw the work.

In 1751, this small church, constructed in the baroque style, was consecrated. Future legendary ataman, hero of the Borodino and other battles, Matvey Platov, was baptized there.


Another example of Ukraine’s baroque, the (Military) Church of Transformation used to be a well-known place in the Don area. This is from where Cossacks left for "overseas" trips. Regiments were assembling there before marches. The sources, which are available now, say the church had been in that place from the late XVII century – wooden at first, and after 1740 a church of stone took its place.

Mikhail Modrasov/ТАSS

The famous leader of the Cossacks, Kondratii Bulavin, led the people’s upspring in 1707-1709, which later on was called in his name. The reasons for the upspring was Peter the Great’s interference with the Cossacks’ life and the attempt to cut their freedoms.

Bulavin lived in this house in 1707-1708, and legends say he was killed by the wealthy Cossacks, who did not support him, as they did not want conflicts with the tsar.

Representatives of the old and influential Cossack family of the Zhuchenkovs lived at Don from the early XVII century, and, as legends say, they had come first to Cherkassk (now called Starocherkasskaya Village).

Their house, like the house of Kondratii Bulavin nearby, was an inhibited citadel with thick walls, cast-iron bars on the windows resembling castle embrasures, the open yard space, convenient for shooting, and practically no smaller houses around the yard.

Another Russian rebel, Stepan Razin, is said to be kept prisoner here in 1671, and later on sent for execution from here.

The building was changed many times. Nowadays, it is a wonderful example of the classical Cossack kuren (house) of the XVIII century.


St. Ann’s ground fortress is the only fortifying construction of the kind in Russia. It was built in 1731 at the order of Empress Anna. It was an important outpost for the Russian troops during the war with Turkey in 1735-1739. The garrison watched order at the Russian southern border, and also kept an yet on the turbulent Cossack squads.

With time, the citadel lost its military importance, giving in to the mightier and stronger fortified citadel of Dmitry Rostovsky, which in 1761 gave birth to the Rostov-on-Don city.


× Starocherkassk. Cossack capital
Open map

Старочеркасск. Казачья столица

В прошлом славный город Черкасск, а ныне станица Старочеркасская Ростовской области бережно хранит традиции казачьей вольницы. Сегодня все основные достопримечательности станицы объединены в границах Старочеркасского музея-заповедника. Сюда стоит ехать за тем, чтобы ощутить время, здесь как будто остановившееся.

Валерий Матыцин/ТАСС

Справедливо считающийся главной достопримечательностью Старочеркасска, Воскресенский войсковой собор был возведен в 1719 году, но историю свою ведет еще с 1652 года, когда на его месте стояла деревянная церковь, освященная во имя Воскресения Господня.

Строительство храма велось вопреки указу Петра I, запрещавшему возведение каменных зданий всюду, кроме Петербурга. По преданию, именно для Старочеркасска великий российский самодержец сделал исключение, сочтя постройку собора символическим жестом, подчеркивающим утверждение его власти над исторически неспокойной Донской землей, и едва ли не лично принял участие в строительных работах.

Храм, выполненный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко, впечатляет как внешним, так и внутренним убранством. Особого внимания заслуживает 19-метровый иконостас. Авторство 149 икон приписывается знаменитому московскому мастеру Егору Греку, пик творчества которого пришелся на начало-середину XVIII века.

У одного из входов в храм можно увидеть цепи, в которые, по легенде, был закован предводитель крестьянского восстания Степан Разин, а на одной из плит перед алтарем легко разглядеть памятную надпись о посещении храма императором Александром I и некоторыми великими князьями императорской фамилии.

Валерий Матыцин/ТАСС

Площадь Майдан перед Воскресенским войсковым собором – место поистине историческое. Майдан помнит шаги Петра I, с 1695 по 1709 годы побывавшего в Черкасске четыре раза. Стоя на нем, принимали присягу атаманы Кондратий Булавин и Матвей Платов. На этом самом месте поднимал народ на бунт против царской власти мятежник Стенька Разин. Здесь, принимая непростые решения, шумело сердце донской вольницы – высший войсковой казачий круг.

Проникшись духом времени, стоит уделить внимание легендарным трофеям времен Азовского осадного сидения. Здесь можно увидеть отбитые у турок в 1637–1641 годах артиллерийские орудия, а также привезенные чугунные створки ворот тогда еще турецкой Азовской крепости.


Валерий Матыцин/ТАСС

Архитектурный комплекс Атаманское подворье, объединяющий два исторических памятника XVIII–XIX веков (Атаманский дворец и Донскую церковь), связан с именем влиятельного казачьего рода Ефремовых. Несколько представителей этой фамилии становились атаманами, храня и приумножая богатство семьи.

Один из основателей казачьей династии, атаман Данила Ефремов был человеком необычайно амбициозным и при строительстве своего поместья ориентировался на лучшие примеры петербургских аристократических семейств.

В сохранившемся до наших дней Атаманском дворце Ефремовых 21 жилое помещение общей площадью около тысячи квадратных метров.

Особенного внимания заслуживает построенная в 1761 году при доме Ефремовых церковь, освященная в честь Донской иконы Божьей Матери. После революции богато украшенная как снаружи, так и внутри церковь была разграблена и повреждена, но в 1970-х годах отреставрирована и в настоящий момент является действующей.

Михаил Мордасов/ТАСС

Упоминания о деревянном храме, располагавшемся на месте нынешней церкви Петра и Павла, восходят еще к 1692 году. Считается, что строительство нового, каменного здания церкви велось при покровительстве самой императрицы Елизаветы Петровны, выделившей на ее постройку деньги и отрядившей мастеров. Руководил строительными работами атаман Данила Ефремов.

В 1751 году эту небольшую церковь, выполненную в барочном стиле, освятили. В 1753 году в ней был крещен будущий легендарный казачий атаман, герой Бородинского и ряда других сражений Матвей Платов.

В 1970-е годы церковь, практически полностью разрушенная в годы революции, была отреставрирована, и в наши дни ее здание является одной из визитных карточек Старочеркасска.
wikipedia.org/Луносвет

Еще один замечательный памятник украинского барокко, Преображенская (Ратная) церковь в старину являлась одним из известнейших мест донской земли. Именно отсюда, помолившись на дорожку, отправлялись "за море" казачьи дружины. Полки собирались в поход на Ратном урочище, к которому и отсылает название храма. Согласно сохранившимся источникам, церковь на этом месте стояла с конца XVII века, сначала деревянная, а после 1740 года было построено здание из камня.

Подобно многим другим религиозным сооружениям, Ратная церковь была разрушена во время революции. В 1970-е годы  храм был отреставрирован по сохранившимися документам.


Михаил Мордасов/ТАСС

Знаменитый казачий атаман Кондратий Булавин был предводителем народного восстания 1707–1709 годов, названного впоследствии его именем. Причиной бунта стало вмешательство Петра I в дела казаков, попытки царской власти существенно ограничить свободы казачьего сословия.

В этом доме Булавин жил в 1707–1708 годах и, по преданию, был убит в перестрелке с представителями не желавшего конфликтовать с Петром родовитого и зажиточного казачества, поддержкой которого атаман так и не смог заручиться.

Само здание является замечательным памятником каменной архитектуры начала XVIII века. Особого внимания при осмотре этого дома-крепости заслуживают монолитная кованая дверь и литые решетки на окнах.


Представители старинного и влиятельнейшего казачьего рода Жученковых жили на Дону с первой половины XVII века, и, по легенде, именно с их поселения начался Черкасск (ныне – станица Старочерскасская).

Как и расположенный неподалеку дом Кондратия Булавина, дом казаков Жученковых – это жилая крепость. Те же мощные стены, чугунные решетки на окнах, напоминающих бойницы замка, прекрасно простреливающееся пространство двора, практически полное отсутствие хозяйственных построек.

Считается, что в 1671 году именно в этом доме томился в плену, а после был отправлен на казнь еще один легендарный российский мятежник Степан Разин.

Здание неоднократно достраивалось и перестраивалось. Сейчас это замечательный образец классического казачьего куреня XVIII века. 


Земляная крепость Святой Анны – единственное сохранившееся фортификационное сооружение подобного типа в России. Построенная в 1731 году по приказу императрицы Анны Иоанновны, Аннинская крепость служила важным форпостом для русских войск во время войны с Турцией 1735–1739 годов. Ее гарнизон бдительно следил за порядком на южной границе России, а заодно присматривал за неспокойными казачьими дружинами.

Со временем Аннинская крепость потеряла свое военное значение, уступив эту роль более мощной и лучше укрепленной крепости Дмитрия Ростовского, с которой в 1761 году и начался город Ростов-на-Дону.