A stroll through Azov

Azov’s military glory is a thing of the past. This cozy, green town will not remind even the most impressionable history buff of the battles between the Russian and Turkish troops, which took place at the end of the XVII century, when Peter the Great and his army fought here for Russia’s sea access. Set aside 3-4 hours for a stroll through Azov. All of the major attractions are located near each other, so you can start sightseeing anywhere you want.

Valeriy Matytsin/ТАSS
One of the largest museums in the south of Russia, the Azov Museum-Reserve got its start from the National Education society, , which in 1917-1918 was led by well-known public figure and enlightener Mikhail Makarovskiy. The society and its leader set out to provide a comprehensive education for the residents of Azov. According to Makarovskiy, the museum was to play an intricate part in it. During the Civil and the Great Patriotic War, the first collections were lost, but by 1960 the museum was revived and for the past fifty years has acquired some awesome exhibits in its halls.
Mikhail Mordasov/TASS

The Gunpowder Cellar was built in the center of the ancient Azov fortress in 1770 during another Russian-Turkish war. A quarter-century later, the dilapidated wooden structure was dismantled and by 1799 it was replaced by one of stone. This building is the only remaining military engineering monument of the XVIII century in the south of Russia.

Here you can see the artillery cannons that date back to Peter the Great - old cannons and mortars, which were used in the legendary Azov campaigns, grand diorama "The Storm of Azov, July 18, 1696" authorship of the Rostov artist Arseny Chernyshev, as well as the original Polovtsian stone sculptures at the entrance to the cellar.

The house museum of the Russian polar researcher Rudolf Samoilovych was founded in Azov in 1981, in honour of what would have been the 100th birthday of the famous traveler and scientist. There are many spots named after Samoilovych called a lot of geographical spots - Strait in the Franz Josef Land, Peninsula and cape in Antarctica, an island in the Kara Sea and others.

Mikhail Mordasov/TASS

Already by the end of the XIII century, a major commercial and administrative center of the Golden Horde, the city of Azak, was where modern day Azov is now. At the end of the XIV century, the city was sacked by Tamerlane and rebuilt by the Genoese and Venetian merchants who turned Tan (second name of Azaka) into a trading outpost for the Italian cities. By 1471 Azak became a Turkish fortress. The Turks strengthened it with deep ditches and steep shafts, which subsequently were rebuilt several times - including with the help of Russian troops during the Russian-Turkish wars. Today, in Azov you can see its remains together with the ruins of the Genoese fortress and part of the Alekseevskie fortress gates (they date back to 1770). There is a wonderful view of the Don delta from this historical site.

A remarkably preserved brick mill, owned by the Cossack Nikolai Bulanov, is among the few samples of industrial architecture of the early XX century in southern Russia. It has not been possible to determine the date of its construction more precisely, the city documents show both 1905 and 1912. The building was reconstructed several times, that is how in 1925 a single-storey extension that houses a steam engine appeared on the territory of the complex.

Mikhail Mordasov/TASS
St. Luke’s Chapel is the only surviving pre-revolutionary religious structure in Azov. According to archives, the money to build the chapel was donated in 1912 by a local resident Mikhail Golovskoy, who transferred all of his savings, about 400 rubles, to Azov’s mayor Vissarion Myshkin. The government official drew in several wealthy city residents and a year later, in 1913, a chapel was built and consecrated.
Mikhail Mordasov/TASS

The Azov Mother of God icon, in whose honor the church is consecrated, is considered one of the most extraordinary icons in the history of Russian Orthodoxy. The information about its authorship, as well as when it was written, is contradictory. According to one version, in 1711, Peter I, was returning after his victory over the Turks, and capturing the Azov fortress, stopped for the night in the house of the local priest, and he in turn, drew an image in honor of the meeting, which since then has been especially revered by the Russian soldiers.
The regimental church was build by the entire community in early 1990s. Everyone participated in the construction from government representatives and entrepreneurs to ordinary citizens.

Mikhail Mordasov/TASS
Peter the Great matured in the battles for this city, and Azov could not get by without having a monument to the great emperor. It was opened in 1996, to commemorate the 300th anniversary of the Russian fleet. A group of sculptors led by Oleg Komov and Andrei Kovalchuk portrayed Peter the General, still young, but already extremely motivated and persistent.
Mikhail Mordasov/TASS
One of the closest companions to Peter the Great in the Azov campaigns of 1695-1696, a representative of the old boyar family, Alexey Shein made a significant contribution to strengthening the Russian positions in the Sea of Azov. During the second Azov campaign in 1696, that resulted in the capture of Azov after a long siege, Shein was appointed commander of the Army, and then granted the title of generalissimo and given a personal award from Peter I - the nominal gold cup.
The monument to Alexey Shein, by sculptors Mikhail Lushnikov and Vladimir Mokrousov is the only monument in Russia to this remarkable military leader and statesman.
Mikhail Mordasov/TASS
The history of the Azov Flotilla, formed in 1768, has many glorious pages. During the Prussian-Turkish war of 1768-1774, it was led by one of the greatest Russian admirals Alex Senyavin. During the Civil War, the Azov fleet was involved in the fight against the White Guard and German connections. During the Great Patriotic War , the Don detachment sailors of the Azov flotilla under the command of Caesar Kunikov, constrained the superior forces of the enemy when they tried to capture the Taganrog harbor.

A combat torpedo boat on the pedestal, the monument to the Azov flotilla sailors commemorated this feat and is quite popular among the residents of Azov, of all generations and ages.

Прогулка по Азову

Громкая военная слава Азова осталась в прошлом. Этот уютный, зеленый городок даже самому впечатлительному любителю истории ничем не напомнит поле боя между русскими и турецкими войсками, которым он был в конце XVII века, когда Петр Великий и его соратники добывали здесь для России выход к морю. На прогулку по Азову стоит заложить три-четыре часа. Все основные достопримечательности располагаются компактно, поэтому начинать осмотр можно с любой точки.

Валерий Матыцин/ТАСС
Следующая точка маршрута – старинный Азов. Его главная достопримечательность – историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник – хранит немало уникальных экспонатов. Все они были найдены при раскопках в окрестностях Азова.

Переходя из зала в зал, можно составить целую картину Древнего мира на примере отдельно взятого города. В палеонтологическом отделе хранятся останки доисторических родственников слонов, носорогов и жирафов – динотерия, трогонтериевого мамонта, кавказского эласмотерия и азовского жирафа. Экспозиция "Сокровища кочевников Евразии" рассказывает о культуре скифов и сарматов. Отдельные залы посвящены временам, когда Азов входил в состав Золотой Орды и Османской империи, а также последним трем столетиям, от Петра I до новейших времен. И все это с подробным описанием, большим количеством артефактов, костюмов, оружия, реконструкций и интерактивных экранов, на которых можно, к примеру, посмотреть, как была устроена Азовская крепость во времена Русско-турецкой войны.
Михаил Мордасов/ТАСС

Пороховой погреб был построен в центре древней Азовской крепости в 1770 году во время очередной русско-турецкой войны. Спустя четверть века ветхую деревянную постройку разобрали и к 1799 году заменили на каменную. Это строение – единственный сохранившийся военно-инженерный памятник конца XVIII века на Юге России.

Здание Порохового погреба уже само по себе является экспонатом, однако не оно одно представляет интерес. Здесь же можно осмотреть артиллерийские орудия петровских времен – старинные пушки и мортиры, принимавшие участие в легендарных Азовских походах, величественную диораму "Штурм Азова 18 июля 1696 года" авторства ростовского художника Арсения Чернышева, а также располагающиеся при входе в Пороховой погреб подлинники половецких каменных изваяний.

Музей российского полярного исследователя Рудольфа Самойловича был основан в Азове в 1981 году, к 100-летию со дня рождения известного путешественника и ученого. В честь Самойловича названо множество географических объектов – пролив в Земле Франца-Иосифа, полуостров и мыс в Антарктиде, остров в Карском море и другие.

Большая часть жизни ученого, как и положено полярнику, была посвящена бесчисленным экспедициям, но его детские и юношеские годы прошли в Азове. Экспозиция музея располагается в доме, в котором родился и вырос исследователь. Среди экспонатов – подлинники фотографий, предметы быта и документы, личные вещи путешественника, встроенные в воссозданный интерьер конца XIX – начала XX веков.

Михаил Мордасов/ТАСС

Уже в конце XIII века на территории современного Азова располагался крупный торговый и административный центр государства Золотая Орда - город Азак. В конце XIV века город был разграблен Тамерланом и заново отстроен генуэзскими и венецианскими купцами, превратившими Тану (второе название Азака) в торговый форпост итальянских городов. К 1471 году Азак стал турецкой крепостью. Турки значительно укрепили его глубокими рвами и крутыми валами, впоследствии неоднократно перестраивавшимися - в том числе русскими войсками во время русско-турецких войн. Сегодня в Азове можно увидеть остатки этих валов вместе с руинами генуэзской крепости и частью Алексеевских крепостных ворот (ведут свою историю с 1770 года). С этого исторического места открывается замечательный вид на дельту Дона.

Замечательно сохранившаяся кирпичная мельница, принадлежавшая казаку Николаю Буланову, относится к немногочисленным на юге России образцам промышленной архитектуры начала XX века. Точнее определить дату ее постройки не удалось - в исторических городских документах фигурируют и 1905-й, и 1912 годы. Здание неоднократно перестраивалось – так в 1925 году на территории комплекса появилась одноэтажная пристройка с разместившейся там паровой машиной.

В годы Великой Отечественной войны мельница была частично разрушена. В 1952 году в ходе реставрационных работ здание было дополнено несколькими архитектурными элементами.

Михаил Мордасов/ТАСС

Часовня Святителя Луки - единственное сохранившееся с дореволюционных времен религиозное сооружение в Азове. Согласно архивным документам, в 1912 году деньги на строительство часовни пожертвовал азовчанин Михаил Головской, передавший все свои сбережения – около 400 рублей - городскому голове Азова Виссариону Мышкину. Представитель власти привлек к строительству нескольких состоятельных жителей города, и уже через год, в 1913-м, часовня была построена и освящена.

После революции 1917 года часовня была разорена, но спустя почти столетие возродилась. При реставрационных работах использовали старый кирпич - он подчеркивает архитектурное изящество часовни.

Михаил Мордасов/ТАСС

Азовская икона Божьей матери, в честь которой освящен этот храм, считается одной из самых необычных икон в истории русского православия. Сведения о ее авторстве, как и о времени написания иконы, противоречивы. По одной из версий, в 1711 году Петр I, возвращаясь после победы над турками и взятия Азовской крепости, останавливался на ночлег в доме местного священника, а тот на память о событии написал образ, с тех пор особенно почитавшийся воинами Российской армии.

Полковой храм был построен "всем миром" в начале 1990-х годов. В строительстве участвовали как представители власти и бизнеса, так и простые горожане.

Особого внимания при осмотре этого действительно народного храма заслуживает колокол «Князь Владимир» весом 1270 кг, отлитый в городе Каменск-Уральский Свердловской области.

Михаил Мордасов/ТАСС
Будучи городом славы Петра Великого, в битвах за который мужал и сам самодержец и его приближенные, обойтись без монумента в честь императора Азов просто не мог. Памятник великому российскому императору был открыт в 1996 году, к 300-летию российского флота. Авторский коллектив во главе со скульпторами Олегом Комовым и Андреем Ковальчуком изобразил Петра-полководца, еще юного, но уже необычайно целеустремленного и упорного.
Михаил Мордасов/ТАСС
Один из ближайших сподвижников Петра I в Азовских походах 1695-1696 годов, представитель старинного боярского рода Алексей Шеин внес весомый вклад в укрепление российских позиций на Азовском море. Во втором Азовском походе 1696 года, увенчавшимся взятием Азова после долгой осады, Шеин был назначен командующим сухопутными войсками, а после пожалован званием генералиссимуса и удостоен личной награды от Петра I – именного золотого кубка.

Монумент Алексею Шеину авторства скульпторов Михаила Лушникова и Владимира Мокроусова – единственный памятник этому замечательному военачальнику и государственному деятелю в России.
Михаил Мордасов/ТАСС
История Азовской военной флотилии, сформированной в 1768 году, насчитывает немало славных страниц. В Прусско-турецкую войну 1768-1774 годов ею командовал один из величайших российских адмиралов Алексей Сенявин. В годы Гражданской войны Азовская флотилия принимала участие в борьбе против белогвардейских и германских соединений. В Великую Отечественную войну моряки Донского отряда Азовской флотилии под командованием Цезаря Куникова сдерживали превосходящие силы противника при попытке захвата Таганрогской гавани.

Памятник морякам Азовской флотилии в виде боевого торпедного катера на постаменте увековечивает этот подвиг и пользуется неизменной популярностью среди азовчан всех поколений и возрастов.