Old City of Samara

The tour starts at Ploschad Revolutsii (Revolution Square) and ends at Ploschad  Slavy (Glory Square). It's a good idea to walk this route, in order to see everything in detail: old Samara is full of unique buildings from different time periods. The walk will take a few hours, and if you include museum visits – a full day.

The central square of old Samara was Alexeevskaya square. Public celebrations were held here as far back as the 19th century. In September of 1879, Alexeevskaya square welcomed home Guriysky Regiment after its return from the Russo-Turkish war. The square was renamed into Revolution Square after and in honor of the October revolution.
Nikolay Khizhnyak/TASS
Leningradskaya Street, or Samara Arbat as the locals call it after the famous pedestrian street in Moscow, is reminiscent of European pedestrian streets such as Stroget in Copenhagen or Crafton Street in Dublin. The street is located roughly one block down ulitsa Kuibysheva from Revolution Square. The pedestrian promenade has plenty fountains, flowerbeds, small shops and street musicians. Centuries-old buildings still standing from Samara's merchant past can be seen on either side of the street. These days, they're home to boutiques, restaurants and cafes. Local art featuring cityscapes by Samara artists can also be purchased here.
The strict silhouette of a Lutheran church (kirche) stands out on the corner of Kuibyshev and Nekrasovskaya streets. It is one of the oldest Lutheran churches still standing in the Volga region. The church was built in the Gothic style. One of its buildings is now home to the German national and cultural center, where one can get acquainted with the history of Germans in the Volga region, displayed in documents and photographs. Books and films in German are available at the library and media hall.
Vladimir Smirnov/TASS
If you walk down Kuybyshev street a bit further and then up Leo Tolstoy street, you will reach Samara State Philharmonic. The building was built to replicate the Samara Art Nouveau style of the 19th century. The Philharmonic's prized possession is the organ that was first played in 2001. The organ is known for its incredible tone quality and range – 52 tones, which allows the Samara organ truly sound as “the king of instruments”.

Three memorial sites from old Samara are located just a bit further down on Frunze Street The first is Alexey Tolstoy's manor, currently home to Samara Literary Museum. In 1899, the manor (build in the second half of the 19th century) was purchased by Alexey Apollonovich Bostrom, Alexei Tolstoy's stepfather. In the summer of 1901, before moving to Saint Petersburg, the young writer lived on the second floor, in the right wing of the house. He visited this house often during his vacations from the Technological Institute, and continued to visit his stepfather almost annually afterwards, when he had become a famous writer. Samara Literary Museum not only enables one to see how the great Russian writer lived, but to hear lectures and seminars on literature, modern art, architecture and photography.
Vladimir Smirnov/TASS
Further down is the Roman Catholic cathedral. Today it is the tallest building of the old Samara. The Cathedral looks like it belongs in a European city much more than it does in Samara.
Next to the cathedral is the Alexandra Kurlina house. She was the wife of a Samara merchant, and the house, built in 1903, was the first Samara house built in Art Nouveau style. Kurlina's house was the one of most expensive pieces of real estate in the city at the beginning of the 20th century. Aside from the luxurious look, the house had all the modern comforts available at the time: plumbing, hot-air heating, electricity, and even a telephone – an incredible luxury for the times. Today, Kurlina's house is home to the Art Nouveau Museum.
Vladimir Smirnov/TASS
Kuybyshev Square is only a few steps away from Kurlina's house. It's one of the biggest squares in Europe (17.4 ha area), which is almost an entire hectare bigger than the Red Square in Moscow. Samara Opera and Ballet Academy Theater is located at the square. There is a monument to Valerian Kuybyshev, revolutionary, in front of the theater – the city of Samara was named after him from 1935 to 1991.
Vladimir Smirnov/TASS
As you walk on ulitsa Shostakovicha from Kuybyshev Square down to the Volga river, it is impossible not to notice a magnificent red building with white-stone boiseries reminiscent of an old manor. This is the Samara Drama Theater. It was built in 1851, and burned down in 1854. Citizens of Samara and the city duma (council) collected 3,000 rubles and used that money to purchase a grain barn, which was erected at Khlebnaya square and became home to the Samara theater troupe for many years. The stone building at Theater Square (currently Chapayev Square) was only erected by 1888.

A monument to Vasily Chapayev, one of the Civil War heroes (1917-1922) can be seen in front of the Drama Theater. For a long time this sculpture was the biggest one in the USSR. It's 10 meters high and it's base is 17 by 22 meters. The monument was created in St. Petersburg and sent to Samara. Sergey Kirov, an important statesman and politician, was one of the first people to see the sculpture. He liked it so much that he asked the authors to made an exact copy for Saint Petersburg. Today that copy can be seen in Saint Petersburg, near Budenniy Military Communications Academy.
 Vladimir Smirnov/TASS
Samara is home to the famous Zhigulevsky beer. Zhigulevsky brewery is one of the oldest in Russia. It was built in 1881 by a Alfred von Vacano, descendant of Austrian brewers.
Vladimir Smirnov/TASS
A visit to the Iviron (Iversky) convent  with has an incredible view of the Volga would be a great finish to your walking tour.
× Old City of Samara
Open map

Старая Самара

Маршрут начинается на площади Революции и заканчивается на площади Славы. Лучше всего передвигаться пешком, чтобы во время прогулки смотреть по сторонам: старая Самара – это уникальный комплекс зданий разных эпох. На прогулку уйдет несколько часов, а с заходом в музеи – весь день.

Центральной площадью города в старой Самаре была Алексеевская. Уже в XIX веке здесь отмечали народные торжества. Так, в сентябре 1879 года на Алексеевской площади проходила встреча Гурийского полка, вернувшегося с Кавказского фронта Русско-турецкой войны. После Октябрьской революции Алексеевская получила название площадь Революции.
Николай Хижняк/ТАСС
Если пройти один квартал от площади Революции по улице Куйбышева, то справа можно увидеть пешеходную часть Ленинградской улицы, которую жители называют самарским Арбатом. Это пешеходная улица с фонтанами, цветочными клумбами, лавочками и уличными музыкантами. Слева и справа – старинные здания эпохи купеческой Самары, в которых сейчас расположены модные магазины, рестораны и кафе. Здесь можно купить картины самарских художников с видами города.
На пересечении улиц Куйбышева и Некрасовской высится строгий силуэт кирхи – лютеранской церкви, одной из старейших из всех сохранившихся в Поволжье. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле. Сейчас в одном из помещений самарской кирхи находится Немецкий национально-культурный центр. Здесь можно познакомиться с историей немцев Поволжья, представленной в документах и фотографиях. А в библиотеке и видеозале – почитать книги и посмотреть фильмы на немецком языке.
Владимир Смирнов/ТАСС
Пройдя еще немного по улице Куйбышева, а затем поднявшись вверх по улице Льва Толстого, оказываемся у Самарской государственной филармонии. Новое концертное здание стилизовано под самарский модерн XIX века. Но главная ценность самарской филармонии – орган, который зазвучал здесь в 2001 году. Главным параметром органа считается количество и красота тембров. У самарского органа их 52, поэтому он звучит как истинный король инструментов.
Чуть дальше на улице Фрунзе расположились сразу три памятника старой Самары. Первый – усадьба Алексея Толстого, в которой сейчас находится Самарский литературный музей. В конце 1899 года городскую усадьбу второй половины XIX века на бывшей Саратовской улице в Самаре приобрел Алексей Аполлонович Бостром – отчим Алексея Николаевича Толстого. Юный писатель летом 1901 года жил в квартире на втором этаже в правом крыле дома внутри двора до своего отъезда в Санкт-Петербург. Сюда он приезжал в годы учебы в Технологическом институте на каникулы и почти ежегодно бывал в гостях у отчима в последующие годы, уже получив признание как автор популярных произведений. Сегодня в Самарском литературном музее можно не только посмотреть, как жил великий русский писатель, но и послушать лекции и семинары, посвященные литературе, современному искусству, архитектуре и фотографии.
Владимир Смирнов/ТАСС
Далее – католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса. Сегодня это самое высокое сооружение старой Самары. При первом взгляде на костел, построенный в готическом стиле, складывается впечатление, что место ему не здесь, в Самаре, а в каком-нибудь европейском городе.
Рядом с костелом – дом Александры Курлиной, супруги самарского купца. Здание было построено в 1903 году и стало первой постройкой в Самаре в стиле модерн. Дом Курлиной был одним из самых дорогих объектов недвижимости в городе в начале прошлого века. Помимо внешнего богатства и комфорта он был снабжен всеми возможными по тем временам удобствами: водопроводом, калориферным отоплением, канализацией, электричеством и даже невиданной в те времена роскошью – телефоном. Сегодня в доме Курлиной работает Музей модерна.
Владимир Смирнов/ТАСС
Недалеко от дома Курлиной – площадь Куйбышева. Это одна из самых больших площадей Европы, ее территория составляет 17,4 га, что почти на целый гектар больше, чем территория Красной площади в Москве. На площади Куйбышева расположен Самарский академический театр оперы и балета. Перед театром установлен памятник революционеру Валериану Куйбышеву, в честь которого город назывался с 1935 по 1991 год.
Владимир Смирнов/ТАСС
Спускаясь с площади Куйбышева к Волге по улице Шостаковича, нельзя не обратить внимание на величественное красное здание с белокаменными резными деталями, похожее на старинный особняк. Это Самарский драматический театр. Его история начинается в 1851 году. В 1854 году во время большого пожара в Самаре деревянное здание театра сгорело. Местные жители и городская дума собрали 3000 руб., на эти деньги был куплен хлебный амбар и установлен на Хлебной площади, где на долгие годы расположилась труппа самарского театра. И только к 1888 году возвели каменное здание на Театральной площади (сейчас – площадь Чапаева).

Перед драмтеатром можно полюбоваться памятником Василию Чапаеву – герою Гражданской войны 1917–1922 годов. Долгое время эта скульптура оставалась одной из самых больших во всем СССР. Ее высота – 10 м, размеры основания – 17х22 м. Памятник Чапаеву был выполнен в Ленинграде и затем отправлен в Самару. Одним из первых скульптуру увидел известный государственный и политический деятель Сергей Киров. Она так понравилась ему, что он попросил авторов изготовить точную копию для установки в Ленинграде. Сегодня копия памятника находится в Санкт-Петербурге неподалеку от Военной академии связи имени Буденного.
Владимир Смирнов/ТАСС
Самара – родина знаменитого "Жигулевского" пива. Жигулевский пивоваренный завод – один из самых старых в России. Он был построен еще в 1881 году потомственным пивоваром австрийцем Альфредом фон Вакано.
Владимир Смирнов/ТАСС
Завершить прогулку по старой Самаре можно, посетив Иверский женский монастырь, из которого открывается неповторимый вид на Волгу.