In the footsteps of the Erzia and Moksha

1 day

To understand the way of life of the Mordva peoples, the Erzia and Moksha, you should travel north-west of Saransk to the ancient town of Temnikov. Stop off at Staroye Shaygovo and Krasnoslobodsk on your way there. This is a 180 km (112 miles) road trip.

Stanislav Krasilnikov/TASS
Just an hour's drive from Saransk is the village of Staroye Shaygovo which was first mentioned in the chronicles at the end of the seventeenth century. The history of Staroye Shaygovo is tied to that of poet Nikolay Ogarev, close friend of the writer and philosopher Alexander Herzen. The poet’s family estate was located close to Staroye Shaygovo in the village of Staroye Akshino. Ogarev lived there from 1815 until emigrating in 1856. In later years the estate was overseen by the poet’s grandfather Bogdan Ogarev, who built a new mansion and planted an orchard. The Ogarev estate has not survived to the present day. In the centre of Staroye Shaygovo you’ll find the Church of Our Lady of Kazan, whose construction was completed in 2007.
Stanislav Krasilnikov/TASS
Nine kilometres (5.5 miles) away from Staroye Shaygovo is the village of Staraya Terizmorga. This village is an open-air museum and centre of ethnic culture. In 2007, it hosted the First International Folk Festival of Finno-Ugric Peoples. Village residents always wear folk costumes and gladly conduct local ethnic rites for visitors. Back in 1797, the Polish writer and archaeologist Jan Potocki described the local way of life as follows: "The Mordva women, especially unmarried ones, dress strangely and rather fantastically. They wear large woollen earrings; they braid bells into their hair and hang large copper bells around their necks". At Staraya Terizmorga a tourist can learn about each detail of the national costume. There is an open-air ethnographic museum called the "Courtyard of a Well-off Peasant" which includes a bathhouse that is open for use and a large stove used for cooking. Here you can try bliny - thin pancakes - and poza - a low-alcohol beverage made out of beetroot. On Sundays, all the village residents gather at Nikolskaya (St. Nicholas) Church, a white building with blue domes.
Stanislav Krasilnikov/TASS
The next stop is Krasnoslobodsk, located just 50 km (31 miles) away from Staraya Terizmorga. The town was established in 1571 and is almost a hundred years older than Saransk. According to the latest census, it has a population of about 10,000 people. The town centre is full of former merchant houses whose prominent facades have determined the historical look of many Russian towns. Merchant houses were often decorated with rich carvings, intricate wrought iron lattices and solid cast iron staircases. There was even a special “merchant” way to lay the bricks.

In Krasnoslobodsk, number 6 Sovetskaya Street used to belong to merchant Ivan Sevastyanov. The two-storey stone building with a colonnade was built at the beginning of the nineteenth century on the lands of the former Pokrovsky Convent. Today the house is a listed building of federal importance.

Walking further along Sovetskaya Street to number 16, we come across a mansion that originally belonged to a merchant named Muromtsev. The house was built at the end of the eighteenth century in the Neo-Classical style. This urban estate stands on the high bank of the Moksha River and can be seen from the other side when you drive to Krasnoslobodsk from Saransk. It was on the banks of the Moksha River that the Krasnaya Sloboda fortress, which gave the town its name, was originally established. This military fortress burned down several times during the fires that frequently ravaged the area in the seventeenth century and did not survive to the present day.

It’s impossible to leave Krasnoslobodsk empty-handed. The students of the local art school make Mordva nesting dolls or matryoshkas although it should be said that this craft only appeared in the area about 40 years ago.
 Stanislav Krasilnikov/TASS
After a walk through the old streets of Krasnoslobodsk, drive to the town of Temnikov, the birthplace of Admiral Feodor Ushakov, the patron saint of Saransk and Mordovia. The drive from Krasnoslobodsk to Temnikov through the villages of Purdoshki and Zhegalovo will take about an hour (60 km/38 miles).

It seems that time has stood still at Temnikov. Life here is measured and quiet, and the air is very fresh. In the early 1930's, when the present-day borders of Mordovia were set, the authorities wanted to make Temnikov the region’s capital - but the town had no railroad, which was strategically important in those years. Temnikov, established in 1536, was the centre of the cognominal district that was part of Tambov Governorate from 1779 to 1923.
Stanislav Krasilnikov/TASS
Temnikov is home to the Sanaksar Monastery of the Nativity of the Mother of God. When the Moksha River overflows and the monastery is enclosed by water on three sides, it becomes a sight of astonishing beauty. The monastery was established in 1659 and by the early nineteenth century had grown quite large. The existing buildings were built in several stages between 1765 and the 1820s. At first, the construction was led by the elder Feodor Ushakov, uncle of the admiral, and later by the holy elder Philaret Bylinin. The Sanaksar Monastery ensemble is one of the few well-preserved heritage sites from the second half of the eighteenth and beginning of the nineteenth century. The monastery’s architecture therefore has great artistic value. For example, the monastery's Church in Honour of the Nativity of the Mother God has a pyramidal composition: the three-tier church is crowned by an ornate five-headed dome. The church facades are painted with many colours, which was a rarity in those days.

 Stanislav Krasilnikov/TASS
The village of Alekseevka is the old Ushakov family estate, where the admiral spent his last years. In the town of Temnikov itself, on Kommunisticheskaya Street, is the Local History Museum named in honour of Ushakov. The eight museum rooms house an exhibition that tells the story of the admiral and the town of Temnikov. A wander through the museum will take you about an hour.
Stanislav Krasilnikov/TASS
Several merchant houses have been preserved in Temnikov. Not far from the Ushakov Museum is a former merchant house that was built in 1731. The building is believed to be the town’s first stone structure. At the start of Kommunisticheskaya Street, house number one has preserved the remains of a merchant shop that was built in the late 1880s. Near it, at number 5, is another heritage site, the estate of the merchant Smirnov which was also built in the early nineteenth century. A long time ago this place was called Bazaar Square. There are other heritage buildings in the town, in particular the Municipal Administration building and the district training school building.
Stanislav Krasilnikov/TASS
You can finish your road trip at Mordovian State Smidovich Nature Reserve. Leaving Temnikov, drive to Pushta. During the drive, which should take you about half an hour, you will see the small Endovische karst lake. Once you reach the nature reserve, drive to Pavlovsky lodge with its guest houses and banya for a night in the middle of the woods.

Additional information: You can take a bus from Saransk to Staroye Shaygovo that costs about 200 rubles. Another 50 rubles will get you on the bus to Staraya Terizmorga. If you come by car from Saransk, take the R180 main road for 61 km (38 miles).

По следам эрзи и мокши

Чтобы посмотреть, как устроен быт жителей мордовского края эрзи и мокши, надо отправиться на северо-запад от Саранска в древний город Темников, заехав по пути в Старое Шайгово и Краснослободск.

Станислав Красильников/ТАСС
Всего в часе езды от Саранска находится Старое Шайгово, упоминавшееся в исторических хрониках еще в конце XVII века. История Старого Шайгово связана с именем поэта Николая Огарева – ближайшего друга писателя и философа Александра Герцена. Недалеко от Старого Шайгово в селе Старое Акшино было родовое имение поэта, где он жил с перерывами с 1815 по 1856 год до отъезда в эмиграцию. Позже имением занимался дед поэта Богдан Огарев, который построил новый господский дом и высадил фруктовый сад. Усадьба до наших дней не сохранилась. В центре Старого Шайгово – церковь иконы Казанской Божией Матери, ее строительство завершилось только в 2000-х годах.
Станислав Красильников/ТАСС
В 9 км от Старого Шайгово стоит деревня Старая Теризморга. Деревня – настоящий музей, а точнее, Центр национальной культуры, где в 2007 году проходил первый международный фольклорный фестиваль финно-угорских народов. В Старой Теризморге жители ходят в национальной одежде и проводят для всех желающих национальные обряды. Еще в 1797 году польский писатель и археолог Ян Потоцкий так описывал местный быт: "Мордовки, особенно девки, одеваются чрезвычайно странно и фантастически. В ушах носят они большие куски шерсти; в волосы вплетают колокольчики, на шею повязывают большие медные бубенчики". В Старой Теризморге туристу расскажут о каждой детали костюма. В деревне можно посетить этнографический комплекс под открытым небом "Дом зажиточного крестьянина": здесь и банька, которую смотрители топят для туристов, и печь, где готовится еда. Здесь предлагают блины и позу – свекольный слабоалкогольный напиток. По воскресеньям все жители Старой Теризморги собираются в Никольской церкви – строении белого цвета с голубыми куполами.
Станислав Красильников/ТАСС

Следующая точка маршрута – Краснослободск. Он находится всего в 50 км от Старой Теризморги. Город, основанный в 1571 году, почти на целый век старше Саранска, в нем проживает, согласно последней переписи населения, около 10 000 человек. Центр городка застроен бывшими купеческими домами, которые представляют особую ценность. Именно дома купцов с их приметными фасадами во многом определили исторический облик российских городов: купеческие особняки часто украшались богатой резьбой, замысловатыми коваными решетками и основательными чугунными лестницами, со временем появилась даже особая "купеческая" кладка кирпича.
Так, в Краснослободске, на Советской площади, в доме № 6, когда-то был дом купца Ивана Севастьянова: двухэтажное каменное здание с колоннадой построено в начале XIX века на землях бывшего Покровского женского монастыря. Сейчас это памятник архитектуры федерального значения.

На этой же Советской площади, в доме № 16, располагался особняк купца Муромцева. Дом построен в конце XVIII–начале XIX веков в стиле классицизма. Эта городская усадьба стоит на высоком берегу реки Мокши и хорошо видна из-за реки на подъезде к Краснослободску из Саранска. Именно на берегу Мокши была основана крепость Красная Слобода, давшая название городку. Военное укрепление не сохранилось до наших дней, крепость несколько раз горела во время пожаров, часто случавшихся в этих местах в XVII веке.

Из Краснослободска невозможно уехать с пустыми руками. Учащиеся местной художественной школы делают мордовских матрешек. Этот промысел в городе появился сравнительно недавно – 40 лет назад.

Станислав Красильников/ТАСС

Побродив по старой части Краснослободска, можно отправиться в Темников, рядом с которым находится родовое имение адмирала Федора Ушакова, покровителя Саранска и всей Мордовии. Поездка от Краснослободска до Темникова по трассе через села Пурдошки и Жегалово займет около часа (60 км).

Темников – город, где время, кажется, остановилось: здесь размеренная, тихая жизнь, свежий воздух. В начале 30-х годов XX века, когда была образована Мордовия в современных границах, власти предполагали сделать Темников столицей региона. Но в городе не было железной дороги, а в те годы это имело стратегическое значение. Темников, основанный в 1536 году, в 1779–1923 годах являлся центром одноименного уезда, входившего тогда в Тамбовскую губернию.

Станислав Красильников/ТАСС
В Темникове находится Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, или Санаксарский монастырь. Когда во время разлива Мокши монастырь с трех сторон окружает вода, открывается вид изумительной красоты. Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную обитель. Существующие ныне объекты построены в несколько этапов с 1765 по 1820 год. Строительство шло сначала под руководством преподобного старца Феодора Санаксарского – дяди адмирала и флотоводца Федора Ушакова, а затем – святого старца Филарета. Ансамбль Санаксарского монастыря является одним из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века. Поэтому его архитектура имеет значительную художественную ценность. Например, Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет пирамидальную композицию: храм из трех ярусов венчает вычурное пятиглавие. На фасадах церкви – многоцветная роспись, очень редкая для русской архитектуры тех времен.
Станислав Красильников/ТАСС

Деревня Алексеевка – родовое имение Ушаковых. Адмирал провел здесь последние годы. В Темникове, на Коммунистической улице, находится Историко-краеведческий музей имени Федора Ушакова. В восьми залах музея собраны экспонаты, рассказывающие не только об адмирале, но и об истории города Темникова. Прогулка по музею займет около часа.

Станислав Красильников/ТАСС
В Темникове сохранилось несколько купеческих домов. Недалеко от Музея Ушакова расположен бывший купеческий торговый дом, построенный в середине XVIII века. Это здание считается первым каменным строением в городе. В начале Коммунистической улицы, в доме № 1, сохранилось здание купеческой лавки, построенное в конце 80-х годов XIX века. По соседству, на Коммунистической, 5, находится еще один архитектурный памятник – усадьба купца Смирнова, также построенная в XIX веке. Когда-то это место было базарной площадью. В городе сохранились и другие памятники архитектуры начала-середины XIX века – здания городской управы и уездного мужского училища.
Станислав Красильников/ТАСС

Путешествие можно завершить в Мордовском государственном заповеднике имени Смидовича. От Темникова надо ехать в поселок Пушта. По дороге, которая займет около получаса, можно увидеть небольшое карстовое озеро Ендовище. Добравшись до заповедника, надо двигаться к Павловскому кордону, где есть гостевые домики с баней. Здесь в лесной чаще можно переночевать.

Дополнительная информация о маршруте: из Саранска до Старого Шайгово можно доехать на автобусе примерно за 200 руб., еще около 50 руб. понадобится на поездку до Старой Теризморги. На автомобиле из Саранска надо ехать по трассе Р180, протяженность пути  около 60 км.