Beaches

Artur Lebedev/TASS

The main advantage of Lazarevskoye is its many beaches. As the district’s all settlements are along the sea shore, it takes visitors only minutes to walk to the beach and back to hotel or rented house. The sea line consists of many small harbors and bays. The pebble shore line in some places is dozens meters wide. The beaches are limited not with fences or breakwaters, which are almost none, but with rivers and brooks flowing into the sea. The municipal beaches offer all beach services, there are many cafes and souvenirs by the water. You may also find small markets, where the locals sell fruit, vegetables and hand-made souvenirs. There, even in the summer heat, tourists enjoy trying on knitted sweaters, vests, dresses and socks. About half of all the beaches in the area still remain “hidden.”

Artur Lebedev/TASS

The natives in Sochi would never prefer a wild beach to any other, even most equipped one. Getting to a wild beach can be quite complicated – walking more than one kilometer across the pebble or sand, or along railways. Sometimes, only an off-road car would do. But the pleasure of relaxing there, the locals say, is worth it. There are no changing rooms, nor showers or sellers – only the sea and the shore line. The only sunbed is your towel, and the only sunshade is the hat. But the key thing is that you may be the only person there for hundreds of meters, and in water you would not run into anyone, but sea residents. Fans of wild beaches say the water is most clear in places far from civilization. Local people choose wild beaches for picnics; wild beaches are also popular among the nudists, and tourists staying there bring tents for own accommodation.

Artur Lebedev/TASS

People, living in Sochi, have special feelings towards one special beach. This love seems to begin from childhood, or teenage for sure. This half-nudist beach with a few breakwaters and a huge cement parking lot is called Krasniy shtorm (Red storm). It spreads along the federal highway on the way from Sochi to Adler to beginning of the Hosta tunnel. The name repeats the name of a nearby resort, which used to border the beach behind the highway’s support walls. No conveniences or shops are here. For changing, use your car or get wrapped into a towel. Cement stairs bring visitors to the water edge. Only not long ago, it was still possible to drive right to the water here. Nowadays, the youth enjoy jumping into water from self-made Tarzans, fixed on old supports of the local boat station. The locals enjoy this “wild” recreation far from many tourist attractions and the city bustle.

A special place in Sochi is taken by limited access, fenced beaches, which belong to resorts or spa hotels. Those are quiet, well-maintained shores for relaxation. There is no bustle there; sometimes those beaches may have one or two summer cafes and a couple of small souvenir shops.

The true decoration of those places is parks and arboretums around resort hotels, which sometimes are getting to the water edge. All the beach equipment is free, and resort guests get by the sea between food, treatment and naps.

Though these beaches are encircled by fences, the locals are allowed into territories of the spa resorts. For that, they need to get a pass before the summer season begins. By this procedure, the local authorities make sure Sochi’s residents are not cut off the beaches. Some resorts allow visitors to their beaches even without a pass, simply registering their passports or charging a fee.

Artur Lebedev/TASS

Sochi’s most famous beach is next to the park, also called the Riviera, in the estuary of the Sochi River. The beach is located very conveniently; it has a wide shore line covered with pebble and sand. The beach offers many entertainments.

Besides the usual conveniences of showers, changing rooms, sunbeds and sunshades for rent, or massage services, the beach offers amusement for children and adults: trampolines, banana boat and hydrocycle rides, parachute flights over the water. This beach is very popular not only with tourists, but also with those engaged in workout or strength training. Beach volleyball players use two courts with nets. Sports activities are fee.

Artur Lebedev/TASS

Sochi’s main municipal beaches spread along the embankment in the central part of the city. All tourists staying nearby come to relax there. The beaches are very popular. They are filled with atmosphere of joy in the cafes and restaurants, mixed with souvenir shops and boutiques, from where music comes almost round the clock.

Try local snacks, which are sold at all the beaches – sweet corn on the cob, fruit in glasses, ice-cream and bakery products. Breakwaters divide the pebble beach into dozens sections. There are many stands for rent of sunbeds or shades, and those who prefer privacy may rent a tent or bungalow.

These beaches are best for tourists with children. The breakwaters some ten meters off the shore make “kiddie pools.” Water is not wavy in those shallow areas. But those who want to make a swim to the buoy, will have to climb across the cement blocks.

Artur Lebedev/TASS

Sochi’s most modern 5-kilometer pebble beach is in the Imereti lowland. It stretches from the Olympic Park to the Psou River at the border with Abkhazia. The beach was made as the resort city was getting ready to host the 2014 Winter Olympic Games, and every year it becomes more and more comfortable.

From the Olympic embankment stairs will take you to numerous cafes, stands of cycle rent, fast food cafes, workout areas and amusement rides, to the beaches divided by breakwaters. Any taste would be satisfied here: enjoy aeraries, rent sunbeds and sun umbrellas or spend time at children playgrounds.

The beach offers many shower and changing rooms. Lifeguards are working at the beach. Since summer 2016, visitors have access to free Wi-Fi. The entrance is free, all extras are charged.

Пляжи

Артур Лебедев/ТАСС

Пляжи и их доступность, пожалуй, главный козырь Лазаревского района в привлечении туристов. Благодаря тому, что все курортные поселки района находятся у моря, отдыхающие за несколько минут могут пешком добраться до пляжа от гостиницы или частного сектора, где они остановились. Здесь множество бухточек и заливов перемежаются с широкими, порой до десятков метров, ровными полосами гальки, а границы пляжей определяют не заборы или волнорезы, которых почти нет, а реки и ручьи, впадающие в море. На муниципальных пляжах, за которыми ухаживают арендаторы, есть все удобства и услуги, работают кафе и идет бойкая торговля сувенирами. Также здесь встречаются стихийные базарчики, где местные жители торгуют фруктами и овощами с собственных огородов и изделиями ручной работы. И несмотря на жару туристы с удовольствием примеряют вязаные свитера и жилетки, платья и носки. При этом добрая половина пляжных территорий Лазаревского района остается "дикой".

Артур Лебедев/ТАСС

Коренные сочинцы ни за что не променяют дикий пляж ни на какой другой, даже самый благоустроенный. Чтобы попасть на большинство диких пляжей, придется пройти иногда больше километра по гальке и песку или вдоль железнодорожных путей, а то и пробираться на внедорожнике. Но удовольствие от отдыха в таком месте, по убеждению местных жителей, того стоит. Здесь нет ни кабинок для переодевания, ни душевых, ни торговли – только море и берег. Лежаком послужит полотенце, а единственной защитой от солнца станет шляпа. Но зато вы можете быть единственным загорающим на протяжении сотен метров, а в воде не встретить никого, кроме морских обитателей. Считается, что в местах вдали от цивилизации море самое чистое. Именно на дикие пляжи сочинцы приезжают на пикники, их выбирают для отдыха нудисты, а самостоятельные туристы здесь ставят палатки.

Артур Лебедев/ТАСС

Есть у жителей Сочи один особенный пляж, любовь к которому, кажется, прививается если не с детства, то с подросткового возраста точно. Этот полудикий пляж с несколькими уходящими в воду волнорезами и огромной бетонной автостоянкой на берегу называется "Красный штурм". Он расположен вдоль федеральной трассы на пути из Сочи в Адлер перед хостинским тоннелем. Свое название он получил благодаря одноименному санаторию, который когда-то находился над пляжем за опорными стенами над шоссе. Здесь нет никаких удобств и торговли, даже переодеваться придется в машине или обернувшись полотенцем. Вместо пологого спуска в воду – бетонные ступени. Однако именно здесь к воде до недавнего времени можно было подъехать на автомобиле, и до сих пор молодежь прыгает в воду на огромных самодельных тарзанках, привязанных на старые опоры лодочной станции. Такой "дикий" отдых вдали от многочисленных туристов и городской суеты сочинцы любят.

Особое место среди пляжей Сочи занимают ведомственные – огороженные закрытые пляжи санаториев, пансионатов и гостиниц. Это тихие ухоженные берега для спокойного отдыха постояльцев. Тут нет суеты, зачастую работает только одно или два летних кафе, пара магазинчиков с сувенирами. 

Украшение этих мест – парки и дендрарии санаториев, порой выходящие к самой воде. Все пляжное оборудование бесплатное, а отдыхающие появляются у моря между приемами пищи, процедурами и дневным отдыхом. 

Несмотря на отгораживающие от городских пляжей заборы, пройти в санатории могут и жители курорта. Для этого нужно перед открытием курортного сезона оформить бесплатный пропуск в санаторий, пляж которого горожанин планирует посещать. Основанием для оформления такого пропуска служит местная прописка. Так власти города обеспечивают сочинцам доступность пляжей. Некоторые санатории пускают посетителей и без пропуска, а просто по паспорту или за отдельную плату.

Артур Лебедев/ТАСС

Самый знаменитый пляж Сочи находится рядом с одноименным парком в устье реки Сочи. Свою славу пляж завоевал благодаря удобному расположению, одной из самых широких в городе береговых полос с галькой и песком, а также множеству развлечений. 

Кроме стандартных услуг в виде душевых, кабинок для переодевания, лежаков и зонтиков напрокат, массажа, здесь есть аттракционы для детей и взрослых: батуты, катания на "банане" и гидроциклах, полеты над водой на парашюте. Облюбовали этот пляж не только туристы, но и спортсмены, для которых на набережной установлены уличные тренажеры и оборудована большая площадка для полноценных тренировок на свежем воздухе. Здесь же разворачиваются сражения среди команд по пляжному волейболу – на двух площадках с сеткой. Принять участие в играх может совершенно бесплатно любой желающий.

Артур Лебедев/ТАСС

Вдоль морской набережной в центре Сочи расположены главные городские пляжи. Сюда стремятся все туристы, остановившиеся в этом районе. Здесь всегда очень оживленно и весело. В прибрежных кафе и ресторанах, чередующихся с сувенирными магазинами и бутиками, почти круглосуточно играет музыка. 

На пляжах продают традиционные закуски – горячую кукурузу, фрукты в стаканчиках, мороженое и выпечку. Галечный берег разделен на десятки секций волнорезами. Здесь множество точек проката шезлонгов и зонтиков, а любители уединения могут арендовать шалаш или бунгало.

Удобны эти пляжи и для туристов с детьми. Благодаря волнорезам, установленным в десятке метров в море вдоль берега, появились "лягушатники". В них почти нет волн и достаточно мелко. А вот любителям сплавать до буйка придется перелезать через бетонные блоки.

Артур Лебедев/ТАСС

Самый современный галечный пляж в Сочи находится в Имеретинской низменности, он протянулся на пять километров от Олимпийского парка до пограничной с Абхазией реки Псоу. Пляж появился в годы подготовки курорта к Олимпийским Играм-2014 и с каждым годом становится все более обустроенным. 

От Олимпийской набережной со всевозможными кафе, точками велопроката и фаст-фуда, спортивными городками и аттракционами, пляжи, поделенные на секции волнорезами, ведут лестницы. Здесь можно выбрать место по желанию и настроению: с аэрариями, шезлонгами и зонтиками, с детскими площадками. 

На пляже много современных душевых и кабинок для переодевания, работают спасатели, а летом 2016 года появился и бесплатный Wi-Fi. Вход бесплатный, а вот все дополнительные услуги оплачиваются.