Caves and Waterfalls

Artur Lebedev/ТАSS
The grand cascade of 33 falls is located on the River Shakhe in the Lazarevsky District. It’s easier to get here with a tour group or an offroading party. The road traverses a mountain village and follows a riverbed. This well-known cascade of relatively small falls, slides and rapids – the tallest one is about 7 metres – is on the right-hand tributary of the Shakhe, the Jegosh, which is less than two kilometres long, including the non-perennial section of its riverbed. There are some cafés and gift outlets at the beginning of the route. The wooden bridges and stairs on both banks of the river take you to 17 out of 33 falls. Those wishing to see more will have to make their own way through the forest and along the rocky banks. The whole route runs through shady woodland. Part of the appeal of these waterfalls are the lakes they form, in which people are wont to swim.

If you venture beyond the Pslukh Cordon to the wildlife sanctuary part of Krasnaya Polyana, you definitely have to see the Narzan mineral water springs and the scenic waterfalls on the River Pslukh. Both these landmarks are about six kilometres from Krasnaya Polyana, and it’s drivable. The magical walnut and pear grove amid the lofty mountains is also a must-see. From here it’s an easy walk or horse ride to the falls. There are three Narzan mineral water springs here. Although they come to the surface only centimetres apart, the water from these springs tastes differently and differs by chemical composition. People usually come here not for a day trip, but to put up tents and stay for a while, enjoying the pristine mountain air. There is a small café and some gift outlets around.

Artur Lebedev/ТАSS

This is one of the few National Park landmarks that can be reached by foot. In fact, there are no organized tours here. Take Svirskaya Ulitsa from the centre of Lazarevskoe, following the signs “Waterfall” and “Svirskoe Gorge,” until you reach the beginning of the route. The route is marked: painted marks on the rocks and trees will not let you lose your way. The trail runs along Svirsky Ruchey creek and into the canyon, carved out by water, and comes to the first waterfall. It is about seven metres high, and its lake is good enough for swimming. From the glade in front of the gorge, another trail leads to a small rocky spot, from which it is easy to get to the second waterfall and the dolmen. Following the signs, you will walk past another waterfall until you reach the so-called Moon Stone. This is in fact a sandstone boulder. The sign next to it says it’s a natural landmark protected by the state. The total route barely exceeds three kilometres in length, so it won’t take too long. There are a few picnic spots on the way. The gorge hardly ever gets direct sunlight. It is pleasantly twilit most of the time.

One of the natural landmarks of Sochi’s Lazarevsky District is to be found in the vicinity of the mountain village of Najigo, which can be reached by bus. From there, one has to walk or drive an SUV through the forest to get to the canyon and the falls. Two kilometres later, the forest trail comes to the River Kumyshtepe, the right-hand tributary of the Najigo which, in its turn, flows into the river Gumyshtepe. Inside the gorges, carved in the rocks by the streams, you find the majestic waterfalls. Close to the point of the Kumyshtepe confluence, the first waterfall gushes down uproariously from the elevation of 32 metres. This one is reachable by foot. There are 13 more falls upstream ranging from 5 to 8 metres, but no trails go there.

The Gumyshtepe is a more popular tourist destination. There are proper trails, stairs and bridges here you can take from the confluence first to two small falls, 4.5 and 6.5 metres high, and then on to the highest and mightiest 35-metre waterfall.

Artur Lebedev/ТАSS

Beloved of locals and tourists alike, the Psydakh and Shapsug waterfall cascades are on the River Ashe in the Lazarevsky District of Sochi, about five kilometres from the aul of Kalezh. It is advisable to come here with an organized tour group rather than on your own. You will observe the beautiful triple cascade of Psydakh Falls on the left-hand tributary of the Ashe. On the top and highest fall, water crashes down from an elevation of 30 metres. Then the stream accelerates as it rushes through some narrows before it hits the middle rapids and disgorges, from five metres up, into a rock bowl with perfectly precipitous walls. Then the water languidly continues on its way till it reaches its final two-metre drop. There are trails and observation decks for each of the falls. If you keep walking upstream and take a turn towards the left tributary, you will reach another cascade of four falls, Shapsug. Here, the bottom fall is the most impressive, being about 20 metres high and of two stages.

Artur Lebedev/ТАSS

In central Sochi, one of the more popular tours on offer is the one that takes you to Agura Falls and Eagle Rocks, and it’s available all year. Easy transport accessibility must be one of the reasons. Leading through the gorge, the manmade trail brings you to a cascade of three waterfalls, where the top one is 21 metres high, middle one, 23 metres, and bottom one, 30 metres high. There is also a small lake here, named Devil’s Basin, and a cave. When you get to the bottom fall, you can swim in its good size lake and visit the tiny café on the bank. One has to climb near-perfectly vertical rocks to get to the other two falls, but thanks to the steps carved in the rock, even a kid can do the climb. As well as hikes, there are some extreme adventures available to the more daring tourists in the Agura Gorge. For example, they do what they call “canyoning,” where the descent happens right inside the waterfalls. The river dries up during the hottest weeks of the summer, but the naked gorge does not look any less enchanting for that.

From the Agura River, a trail leads to the other local landmark, Eagle Rocks, overhanging the gorge. The view that opens up on the mountains, the sea, the dark woods and the river from the top of Eagle Rocks takes your breath away. The elation is further enhanced by the statue of Prometheus erected on the rocks. Legend has it that the rock to which the Olympian Gods chained Prometheus in punishment for stealing fire from the Gods and giving it to humans, was right here.

Artur Lebedev/ТАSS

When you’re travelling from Dagomys to Solokh-aul, make a stop in the valley of the River West Dagomys to see a curious natural landmark, known as Dagomysskie Koryta (Dagomys Washtubs). The river has worked hard for centuries, burrowing through massive layers of chalky clay and shale, forming stone walls and huge bowls filled with water in the middle of its flow. These are the Washtubs. There is a whole cascade of these “washtubs,” filled with pristine mountain water, which is pretty warm. They are surrounded by thick forest, giving steady shade in the summer. You can get here with a tour group, but the spot is accessible by bus or car. Dagomys Washtubs is a popular destination for local and tourists, who seek to escape from the summer heat and relax in the shade here. There is a banya and a café. The oldest tea plantations in Russia are not far away.

Sergei Bobylev/ТАSS

This natural treasure, protected by the state, is located in the valley of the River Khosta. Chertovy Vorota, or “Devil’s Gate,” is a small canyon of amazing beauty close to the confluence of the West and East Khosta. Water had to work for thousands upon thousands of years to carve it in the rocks, so that today we stand spell-bound by the smooth undulations of the 50-metre rock faces, and the sandbars and smooth bottom of the canyon, which is only five metres across at the widest. The curves are what gave this canyon its name. Devil’s Gate is surrounded by primal forest, where plants from before the Ice Age occur. This nature sanctuary is of two parts: one is open to the public, the other is restricted. You can walk through the yew and box-tree grove [LINK] to reach Devil’s Gate, or you can drive and park by the picnic ground with tables and fire pits. There is also a small beach on the bank of the mountain river nearby.

Artur Lebedev/ТАSS

The River Sochi has many tributaries with beautiful waterfalls. There is a whole cascade of waterfalls on one of the tributaries, the Azhek. The tallest and most enchanting of the falls has the same name. You take a forest path to Azhek Falls, which is about six kilometres from the village of Orekhovka. You walk along some rocks, crossing a few bridges over some rivers and creeks. The path is marked with pointers and information boards for travellers’ convenience. It is not an easy hike, but definitely worth taking. At the end, the traveller will be rewarded with an amazing sight of torrents of water descending loudly from an elevation of 25 metres into a giant bowl the water has wrought in the rock over many thousands of years, and then flowing placidly on into a small like inside a grotto. The out-of-this-world feel of the place is enhanced by the unusual chiaroscuro pattern: the waterfalls are never fully in the sun.

The Canyons of the River Psakho – the “wet” one and “dry” one – are famous for their uniquely beautiful nature. The “wet” canyon measures nearly two kilometres in river length, and ranges from 1.5 to 10 metres across. The wet canyon is filled with small waterfalls with grottoes, rapids and sandbars, with tiny lakes and sinuous canals where the water is now so crystal-clear you can see through to the bottom and observe the fluvial wildlife, now, with the play of light and shadow, turns pitch-black, opaque and mysterious. To hike the full length of the canyon, you will have to jump bank to bank, climb through the rocky parts and/or cross the river occasionally.

From the wet canyon a trail leads up through the forest to the dry canyon, which is even more amazing. The dry canyon is a huge crack in the rock, formed due to an earthquake millions of years ago. It is less than a metre wide in its narrowest part, and about 30 metres deep. One cannot help wondering how these trees grow on sheer rock, without even a handful of soil. Rock climbers as well as tourists love this place. You can see where they’ve charted their routes by the white marks on the rocks.

The Vodolei (Aquarius) Falls are a relatively recent addition to the tourist attractions of the Sochi National Park. There was no proper trail to reach it until five years ago. Vodolei has since become a popular tourist destination, appreciated for its peaceful ambience and accessibility. The crushed-rock trail, leading away from the turnpike, takes you through thick forest and a deep ravine to a cascade of waterfalls a few hundred metres away. The largest and most scenic waterfall was christened Vodolei. It is about ten metres high. There are many benches here where one can sit quietly enjoying the sights and sounds of the water and the forest.

Past Drakona, or “Dragon’s Maw,” owes its menacing name to enterprising tour guides. They decided that the historical name Glubokiy Yar (Deep Ravine) didn’t sound attractive enough for tourists. At 41 metres, this is one of the highest waterfalls in Sochi area. It is located on the left-hand tributary of the Mzymta, close to the observation deck of the Akh-Tsu Gorge. Tourists get to see not one, but three amazing waterfalls when they come here. The first and tallest one sheds its water into a semblance of a stone sack, dug out inside a rock by water. Underneath these falls there opens up a small lake and a cave more than one kilometre long, which has an underground river flowing through it, and a 18-metre subterranean waterfall inside it. It is a freak accident of nature: this river has two flows, surface and subterranean, and it’s as if one of these waterfalls is placed inside the other. Further downstream the river once again hits some rapids and another nine-metre waterfall. In the vicinity of this river there are ruins of a Christian church from the Middle Ages, which was built on the ruins of an ancient fortress.

Sergei Bobylev/ТАSS

Navalishchenskoe Gorge in the Khosta River valley is a popular destination, frequently visited by both locals and tourists. Like a sculptor, water has toiled for centuries to polish these rocks and boulders, and carve out a meandering riverbed with backwater pools, rapids and falls. The water is so pure in this river that freshwater crab live in it, among other fluvial creatures. The forest, too, did its part of the work, adorning the walls of the deep canyon with primal trees that cast a mystical shadow on the stream below. There is a tourist route about 1.5 kilometres long in this part of the Caucasus Nature Preserve. There are picnic grounds, a café, and Russian banya on the route.

Artur Lebedev/ТАSS

This part of the Sochi National Park in the valley of the River Kuapse, squeezed, as it were, between two mountain ranges – Asheisky and Bezymyanny – is overgrown with oaks, chestnuts, beeches and ferns.

The gorge is named after Old Man Mahmed, the hero of local lore. Like Ivan Susanin of Russia, Mahmed, hired as a local guide by enemy soldiers, led them into the neck of woods where they died, and thus saved his village.

The entrance to the gorge is impeded by a heap of rocks from a rock-fall, beyond which the prepared trail begins. If you follow it, you will pass a little grotto and enter a narrow rocky corridor. The river, which toiled to carve itself a passage to the sea, built a veritable arch here. Three metres up, the walls of the gorge converge. Beyond the tunnel the gorge expands abruptly. This is what the locals call the White Hall, due to all the chalk-stone washed up on the bank at the river-bend. The water falling down one of the walls of the “Hall” from a height of more than 10 metres is called Mahmed’s Beard. Another waterfall nearby has formed a semblance of a basin, which they call Mahmed’s Bathtub. Still farther down the gorge you will discover a cascade of three bathing bowls, which the locals call the bowls of health, beauty and love. At this point the trail climbs up, bringing the traveller back to the walnut glade.

Artur Lebedev/ТАSS

The more daring travellers are drawn to the underexplored Witches’ Cave (Peshchera Vedm) in the Lazarevsky District of Sochi. You can drive here or come with a tour group, but be prepared to get wet if you wish to explore the cave. It is known for a fact that this cave, which is devoid of the usual stalactites or stalagmites, is a tunnel about 80 metres long, 1.5 metres high and two across. The cave is partially flooded and never dries up. The flooded parts range in depth from a few centimetres to a metre. You can walk, wade or swim for about 75 metres in the main tunnel before you hit a small trap-rock, which is surmountable but is soon followed by another trap-rock, which so far no one has been able to get past. Which is why the exploration of this cave has stalled. According to a local legend, the cave is actually about 12 kilometres in length, surfacing near the village of Bolshoe Pseushkho. They say that this secret passage once saved the local tribes when enemies invaded. It is not known where the “witchy” name of this cave comes from. What can a cave in the Lazarevsky District of Sochi possibly have to do with witchcraft? But no matter how many rumours, legends and hypotheses about this cave and its name go around, none of them can be confirmed or denied until the whole cave has been explored.

The Achishkho Mountain Range, towering above Krasnaya Polyana, is the home of an alpine lake system at an altitude of over 1800 metres above sea level. The lakes were named after the Russian botanist Vikenty Khmelevsky, who lives at Krasnaya Polyana, studying the local flora and climate, in the early 1900s. SUV tours of the lakes are available, but devout hikers can hike there, taking an 11-kilometre mountain trail. Shortened to just “Khmeli” in popular parlance, the system consists of four rather large overgrown lakes and a few smaller ones, scattered around in the alpine meadows, surrounded by forest. The commercially available tour of the lakes is about three kilometres long. The observation decks by the lakes offer great views of the Caucasus Mountains, taking in the peaks – Achishkho, Fisht, Chugush, and Aibga.

Пещеры и водопады

Артур Лебедев/ТАСС
Большой каскад водопадов находится в Лазаревском районе, на реке Шахе. Добраться до них удобнее всего с экскурсией или в джиппинг-туре, так как дорога идет через горный аул и по руслу реки. Знаменитый каскад небольших (самый высокий всего около семи метров) водопадов, водоскатов и порогов находится на правом притоке Шахе под названием Джегош, длина которого, включая пересыхающую часть русла, менее двух километров. В начале маршрута для туристов работают кафе и сувенирные лавки. По деревянным мостикам и ступеням, оборудованным на двух берегах реки, можно пройти 17 из 33 водопадов. Желающим увидеть больше придется самостоятельно пробираться по лесу и скалистым берегам. Весь маршрут проходит по тенистому лесу. Водопады популярны еще и благодаря образованными ими озерам, в которых можно купаться.

В заповедной части Красной Поляны, за кордоном "Пслух", есть нарзанные источники и живописный водопад на реке Пслух. Они находятся примерно в шести километрах от поселка, сюда можно доехать на автомобиле. Славятся эти места красивейшей орехово-грушевой рощей посреди величественных гор, от которой пешком или на лошади легко добраться до водопада. Здесь же находятся и три нарзанных источника. Несмотря на то что они выходят на поверхность всего в нескольких сантиметрах друг от друга, вода их различается по вкусу и составу. В эти места принято приезжать не только для однодневного отдыха, но и останавливаться в палатках, наслаждаясь чистым горным воздухом. Для туристов здесь есть сувенирные лавки и небольшое кафе.

Артур Лебедев/ТАСС

Это один из немногих объектов национального парка, куда можно добраться пешком, причем сюда не привозят организованные экскурсии. Из центра поселка Лазаревское по улице Свирской, следуя указателям "Водопад" и "Свирское ущелье", можно дойти до начала туристического маршрута. Он маркирован: пометки краской на камнях и деревьях не дадут заблудиться. Тропа ведет вдоль Свирского ручья в каньон, прорезанный водой в горе, к первому водопаду. Его высота около семи метров, в образованном им озере можно купаться. От поляны перед ущельем другая тропа уводит к небольшому скальному участку, от которого можно пройти ко второму водопаду и к дольмену. Следуя указателям, мимо еще одного водопада можно выйти к так называемому Лунному камню. На деле это глыба песчаника, надпись на табличке у которой гласит, что это памятник природы, охраняемый государством. Общая протяженность маршрута, где есть несколько мест для пикника, чуть более трех километров, так что прогулка по ущелью, в которое почти не попадают прямые солнечные лучи и царит приятный полумрак, не отнимет много времени. 

Одна из природных достопримечательностей Лазаревского района Сочи находится неподалеку от горного аула Наджиго, до которого можно добраться на автобусе. Дальше в лес к ущелью с водопадами придется идти пешком или ехать на внедорожнике. Через два километра лесная дорога приводит к реке Кумыштепе, правому притоку Наджиго, которая сливается с рекой Гумыштепе. В ущельях, прорезанных водой в скалах, находятся величественные водопады. Недалеко от места слияния на Кумыштепе с высоты 32 метра с ревом обрушивается первый водопад, до которого можно дойти пешком. Еще выше по течению находятся 13 водопадов высотой от пяти до восьми метров, но троп к ним нет.

Река Гумыштепе более популярна у туристов, так как по оборудованным тропам, лестницам и мостикам можно дойти от слияния рек сначала до двух небольших водопадов высотой 4,5 и 6,5 метра, а затем прогуляться к самому высокому и мощному 35-метровому водопаду. 

Артур Лебедев/ТАСС

Любимые местными жителями и туристами каскады водопадов Псыдах и Шапсуг находятся на реке Аше в Лазаревском районе Сочи примерно в пяти километрах от аула Калеж. Удобнее всего отправиться сюда на организованную экскурсию. На левом притоке реки Аше можно увидеть красивый каскад из трех водопадов Псыдах. Главный и самый высокий из них, верхний, срывается в ущелье с высоты 30 метров. Затем вода через узкую теснину несется на средний порог и обрушивается с пяти метров в каменную чашу с отвесными стенами, а уже потом неспешно перетекает в самый скромный двухметровый водопад. Ко всем водопадам оборудованы тропы и смотровые площадки. Если пройти еще выше по течению реки и свернуть к ее левому притоку, можно выйти на еще один каскад из четырех водопадов Шапсуг. Больше всех впечатляет нижний двухступенчатый водопад высотой около 20 метров. 

Артур Лебедев/ТАСС

В центральной части курорта популярна экскурсия к Агурским водопадам и Орлиным скалам, причем в течение всего года. Этому способствует хорошая транспортная доступность. Оборудованная в ущелье тропа ведет к каскаду из трех водопадов, где верхний - высотой 21 метр, средний - 23 метра и нижний - 30 метров, и небольшому озерцу Чертова Купель с пещерой. Добравшись до нижнего водопада, можно искупаться в его большом озере и отдохнуть в маленьком кафе на берегу. Путь к двум другим водопадам проходит по почти отвесным скалам, но благодаря сделанным тут ступеням его осилят даже дети. В ущелье Агуры устраивают не только пешеходные прогулки, но и приключения для отважных – каньонинг со спуском в самих водопадах. В самые жаркие недели лета река пересыхает, но ее обнаженное ущелье не менее прекрасно и завораживающе.

От реки Агура можно подняться по тропе к другой достопримечательности – Орлиным скалам, нависающим над ущельем. От открывающегося с них вида на горы и море, густой лес и реку захватывает дух. Добавляет романтического восторга и статуя Прометея, установленная на скалах. По легенде, именно здесь находилась глыба, к которой олимпийские боги приковали Прометея за то, что он передал огонь людям. 

Артур Лебедев/ТАСС

По дороге из Дагомыса в Солох-аул, в долине реки Западный Дагомыс, есть удивительное место – Дагомысские Корыта. Оно появилось благодаря многовековой работе реки, пробивавшей себе дорогу в толщах мергеля и глинистых сланцев. В русле образовались каменные перегородки и огромные чаши, наполненные водой, это и есть корыта. И таких корыт с чистой горной и достаточно теплой водой здесь целый каскад. Они окружены густым лесом, создающим прохладную тень летом. Добраться сюда можно как в составе экскурсии, так и на автобусе или автомобиле, что сделало Дагомысские Корыта популярным местом отдыха и спасения от летней жары у туристов и местных жителей. Здесь есть баня и кафе, а неподалеку находятся старейшие в России чайные плантации.

Сергей Бобылев/ТАСС

Этот памятник природы, охраняемый государством, находится в долине реки Хоста. Недалеко от места слияния Западной и Восточной Хосты есть удивительной красоты небольшой каньон. Его за тысячи лет вымыла в скале вода, и сегодня можно удивляться плавным изгибам 50-метровых каменных стен, перекатам и гладкому дну каньона шириной до пяти метров. За свои изгибы он и получил название Чертовы ворота. Окружен каньон заповедным лесом, где можно встретить растения доледникового периода. Эта природная достопримечательность разделена на две части: заповедную и открытую для посещений. К Чертовым воротам можно пройти через территорию Тисо-самшитовой рощи или проехать на автомобиле к организованной пикниковой зоне со столиками и площадками для костра. Оборудован на берегу горной реки и небольшой пляж. 

Артур Лебедев/ТАСС

В долине реки Сочи много притоков с красивыми водопадами. На одном из притоков, Ажеке, есть каскад водопадов, самый красивый и большой из которых получил это же имя. Он находится примерно в шести километрах от поселка Ореховка, путь к нему лежит через лес по тропе вдоль скал и мостам через реки и ручьи. Для туристов на тропе есть маркеры и метки, а также информационные стенды. Это трудный пешеходный маршрут, но дорога к водопадам оставит прекрасные воспоминания. В конце путешественники будут вознаграждены удивительным зрелищем: с высоты 25 метров вода с ревом обрушивается в огромную чашу, промытую в скале, и перетекает в небольшое озеро в каменном гроте. Особую сказочную атмосферу этого места создает солнце, которое никогда не освещает водопад полностью. 

Невероятную природную красоту можно увидеть в каньонах реки Псахо: Мокром и Сухом. Первый протянулся почти на два километра в русле реки, его ширина составляет от 1,5 до 10 метров. Мокрый каньон представляет собой небольшие водопады с гротами, водоскаты и пороги с озерцами и извилистыми каналами, вода в которых то кристально прозрачная и позволяет увидеть дно и речных обитателей, то в игре света превращается в непроглядную таинственно-черную. Чтобы пройти весь каньон, придется перепрыгивать с берега на берег, проходить по скалистым участкам или пересекать реку вброд.

От Мокрого каньона по тропе через лес можно подняться в Сухой каньон, еще более впечатляющий. Он появился миллионы лет назад из-за огромного разлома в скале после землетрясения. Его ширина в самом узком месте меньше метра, а глубина около 30 метров. Именно здесь можно увидеть, как деревья растут на скалах, не имея и горстки почвы. Это место любимо не только туристами, но и скалолазами, отследить маршруты которых можно по белым трассам на скалах. 

Водопад Водолей считается относительно новым объектом показа Сочинского национального парка, так как оборудованная тропа к нему появилась в 2011 г. За прошедшее с тех пор время Водолей стал одним из популярных мест отдыха. Любят его за доступность и приятную спокойную атмосферу. Отсыпанная щебнем тропа ведет от трассы через густой лес и глубокое ущелье реки и через несколько сотен метров приводит к каскаду водопадов. Самый большой и красивый из них и получил название "Водолей". Его высота около десяти метров. Любоваться струями и отдыхать под звуки леса можно на установленных здесь многочисленных лавочках.

Свое устрашающее название водопад получил благодаря инициативным экскурсоводам, решившим, что его традиционное имя Глубокий Яр не слишком привлекательно. Это один из самых высоких водопадов в Сочи, достигающий 41 метра. Он находится на левом притоке Мзымты в районе смотровой площадки ущелья Ах-Цу. Посетив это место, туристы смогут увидеть сразу три удивительных водопада. Первый – самый высокий – обрушивается в своеобразный каменный мешок, вымытый в скале. А под водопадом скрывается небольшой водоем и пещера протяженностью более километра с подземной рекой и подземным 18-метровым водопадом. Так получилось, поскольку река имела два русла: поверхностное и подземное. А водопады как будто помещены один в другой. Ниже по течению река снова превращается в серию водоскатов с девятиметровым водопадом. В окрестностях реки находятся развалины средневекового христианского храма, построенного на остатках древней крепости.

Сергей Бобылев/ТАСС

В долине реки Хоста находится популярное у местных жителей и туристов место отдыха – Навалищенское ущелье. Оно представляет собой результат многовековой работы воды, сумевшей, подобно скульптору, обтесать камни и скалы, проложив в них извилистый путь с глубокими заводями, водоскатами и порогами. Вода в ущелье настолько чистая, что в ней среди прочих обитателей можно встретить речных крабов. Лес, не отставая от воды, украсил стены глубокого каньона реликтовыми деревьями, создающими таинственную тень. В этом уголке Кавказского заповедника проложен туристический маршрут протяженностью около полутора километров. Здесь организованы пикниковые поляны, а также работают кафе и русская баня.

Артур Лебедев/ТАСС

Этот уголок национального парка Сочи находится в долине реки Куапсе, которая словно зажата двумя хребтами - Ашейским и Безымянным - и утопает в зарослях дуба, каштана, граба, папоротника.

Свое название ущелье получило благодаря герою местного эпоса старику Мамеду, который, подобно Ивану Сусанину, завел врагов в непроходимый лес и спас тем самым односельчан. 

Преграждает вход в ущелье каменный завал, за которым начинается оборудованная тропа. По ней мимо небольшого грота можно выйти в узкий скалистый коридор. Река, которая прорезала горы на пути к морю, здесь практически создала арку: на высоте трех метров стены ущелья смыкаются. За туннелем ущелье резко расширяется и открывается так называемый "Белый зал", вымытый на излучине реки и получивший свое название благодаря известняку. По одной из стен "зала" с высоты более десяти метров стекает водопад, в народе называемый "Бородой Мамеда". Неподалеку от него другой водопад образовал небольшую купель "Ванна Мамеда". Глубже в ущелье есть каскад из трех чаш для купания, которые местные называют чашами здоровья, красоты и любви. От них тропа взбирается наверх и возвращает путешественников к ореховой поляне. 

Артур Лебедев/ТАСС

Отважных туристов в Лазаревском районе Сочи привлекает малоизученная до сих пор пещера Ведьм. Добраться сюда можно на машине или с организованной экскурсией, а желающим посетить пещеру надо быть готовым к плаванию. Пока известно, что длина пещеры, лишенной традиционных сталактитов и сталагмитов и представляющей собой тоннель шириной около двух и высотой около полутора метров, - приблизительно 80 метров. Частично пещера затоплена никогда не пересыхающей водой, глубина которой - от нескольких сантиметров до метра. Пройти и проплыть по главному коридору можно около 75 метров, путь преграждает сначала один небольшой сифон, а затем второй, который до сих пор никто не преодолел. Это и ограничивает возможности изучения необычного места. По одной из местных легенд, протяженность пещеры около 12 километров, она выходит наружу в районе аула Большое Псеушхо. Якобы этот проход в горах помог местным племенам спастись при нашествии врагов. Откуда у пещеры в Лазаревском районе Сочи интригующее название, намекающее на связь с нечистой силой, неизвестно. Но сколько бы вариантов ни выдвигалось, опровергнуть или подтвердить их нельзя, пока вся пещера не будет исследована.

На хребте Ачишхо, возвышающимся над Красной Поляной, находится комплекс горных озер на высоте более 1800 метров над уровнем моря. Они названы в честь ботаника Викентия Хмелевского, который здесь жил и исследовал флору и климат Красной Поляны в начале ХХ века. К озерам организуют джиппинг-туры, но любители пеших прогулок могут подняться самостоятельно по 11-километровой горной дороге. Ласково называемые в народе "Хмели" - это четыре крупных заросших озера и несколько маленьких, растянувшихся на альпийских лугах и окруженных лесом. Они объединены в туристический маршрут протяженностью около трех километров. Со смотровых площадок у озер открывается прекрасный вид на Кавказские горы, отсюда можно увидеть вершины Ачишхо, Фишт, Чугуш, Аибга.

× Пещеры и водопады
Открыть карту