Zatsaritsynskij Vorstadt

Several centuries ago, a part of the city, separated from the old fortress by River Tsaritsa, was given a name "Zatsaritsynskij Vorstadt". Despite the destruction from the Battle of Stalingrad, historic buildings and monuments were preserved. In addition, this part of the city was less affected by the new urban developments for post-war reconstruction and in places preserved its prewar flair.

Alexander Zelikov/TASS

Kazan Cathedral is the main church of the Volgograd and Kamyshin diocese. The Cathedral managed to survive both the period of persecution of the church, and in the days of the Battle of Stalingrad.

Initially, Kazan Cathedral was a simple cemetery church without a bell tower, and was shaped as an absolutely symmetrical cross in the plans. The church was consecrated on August 23, 1899. The building was designed in pseudo-Russian style, including all decor elements. The funds for the construction were donated.

According to some sources, Michael Grudistov was the author of the project - at the time a leading architect of the Saratov province. According to the newspaper Tsaritsynsky Vestnik, on September 1, 1899, "the church is an exact copy of the Orthodox church at the Russian Embassy in Paris" (currently the Alexander Nevsky Cathedral in Paris).

With the growing population of Tsaritsyn, it was decided to expand the church of Our Lady of Kazan and construction of the bell tower. Upon completion of work, in 1904, the church mostly had a modern look. The church was open until December 15, 1939, and was the last one to be closed in the city, becoming a production facility for a bread factory for a time. During the Great Patriotic War heavy fighting took place near the church. The church was badly damaged, but in April 1946 the city authorities have made a decision to restore the building, which was carried out under the supervision of the famous architect Vasily Simbirtsev. The funds for construction works were donated. There were not enough funds to return to the the church to its original state, so it was rebuilt in a simplified form. The residents of the city have returned the icon of Our Lady of Kazan and the crucifix to the church that are now on display in the cathedral.

More than 8,000 people came to the church for Easter of 1946, the majority of them stood next to the church in the open air. At the time people who lost relatives during the war came to the church - its walls were covered in white from missing person announcements.

In 1949, Moscow based artist Konstantin Sarkhosh, born in Tsaritsyn, in the time of war air gunner, painted Kreshenie (Baptism), Ascension (Voznesenie) and a number of other icons.

On June 30, 1954, by the decree of His Holiness Patriarch Alexy I of Moscow, the church became a cathedral. In the 1980s, a baptistery was built near the historic former vicarage, as well as several service buildings.

In 2005, the cathedral interior restoration works began. For four years the Cathedral was under reconstruction works to return to its historical, pre-revolutionary guise: the bell tower dome was changed to steepled, four steepled domes for a quadrangle were returned, the central dome was replaced. Now, the territory of the cathedral has a playground and a small park, which give a special warmth to this historic site

Alexander Zelikov/TASS

Historic Zatsaritsynskaya fire tower is located at the Kommunistycheskaya street. In the old days two towers, two fire towers on both sides of the Tsaritsa river overlooked Tsaritsyn.

One of the towers was under construction for a long time. First it was made out of wood and by the beginning of XX century was quite dilapidated. Local newspapers of the time often complained about technical deterioration of such an important building at the time. However, only by the beginning of the World War I, the city has obtained the necessary funds.

The fire station was built during the war, in the late 1910s. It was a two-story building with a watchtower. In the early 1930s the third floor was added to the building.

The building managed to survive during the Battle of Stalingrad. The damage was minor, so it remained almost intact until our time. Moreover, the building now has a fire station. A metal spiral staircase was preserved in the old tower, which is currently not used, and the upper deck offers a great view of the city.


Alexander Zelikov/TASS

The part of Barrikadnaya Street from the railroad tracks to the intersection with Raboche-Krestyanskaya Street features pre-revolutionary and pre-war complex of buildings. Tramrails cross over the entire historic part of the street - this is the oldest segment of the tram road in the city, the only one that remains from 1913.

A group of five four-story buildings located at the address Barrikadnaya Street, 11, 13, 13a, 13b, as well as Raboche-Krestyanskaya Street, 34, 36. Built on the former Sennaya Square long before the war, they had survived the battle of Stalingrad.

A two-story hotel building of the Russia’s Internal Affairs Ministry is located on the right side of the Barrikadnaya Street - built before the revolution, it was once owned by Amirkhanov merchants. The descendants of this large merchant family, in spite of the seizure of property, continued to live here until the war with only one room for the whole family.

At the intersection of Barrikadnaya and Kozlovskaya streets you can see an unusual asymmetrical large five-story building with a colonnade in the arch and old pillars in the courtyard. This is a hydrolysis plant, built before the war. The building was damaged during the Battle of Stalingrad, but was completely renovated in the late 1940s.

Two very interesting buildings are located at the intersection with Sotsialisticheskaya Street. On the left there is a perfectly preserved fire station with a watchtower, built during the World War I. On the right - a house built in 1929. This was one of the first buildings on the streets to be restored, becoming a symbol for the start of the Barrikadnaya Street reconstruction and many other streets around.

The street ends with a railway bridge arch, which was constructed in 1897 and since then looks virtually unchanged, representing a remarkable example of the late XIX century transport infrastructure.


In the spring of 2015, a "dry" fountain was built at the main Soviet square of the Voroshilovsky district of Volgograd. The fountain is “dry” because it does not have a basin - water hits the ground with specific intervals. The fountain’s lighting turns on at night. The fountain immediately became a favorite place for children, especially in summer.

Nikolay Galkin/TASS

Pre-revolutionary Tsaritsyn became the first regional town of the Russian Empire to have launched electric tram on April 9, 1913. Tram cars of that period remained operational until 1930. The first tram line of 10 km connected two railway stations - Tikhoretskiy (now Volgograd II) and Tsaritsyn station of Gryaze-Tsaritsynskaya Railway (now Volgograd I).

The monument to the first conductor in reginal Russian cities located close to the Sasha Filippov Park at the intersection of with Raboche-Krestyanskaya and Akademicheskaya Streets, was opened on April 29, 2015. The sculpture presents a composite character of conductors of early XX century, recreated from photographs. Its location is not random - Tsaritsyno tram exiting followed Raboche-Krestyanskaya street (Knyagininskaya Street at the time). Symbolic tram rails are located near the monument.

Александр Зеликов/ТАСС

The park named after the young spy Sasha Filippov, who died at the hands of the Nazi invaders, is located on Raboche-Krestyanskaya Street. Alexander Filippov was born on June 26, 1925, in Stalingrad, lived on Bryanskaya Street that is now named after him.

In early days of the Battle of Stalingrad, Sasha Filippov became a Soviet spy. In any weather, "shoemaker" Sasha went to Nazi’s positions. After a while the enemy bunkers, where Sasha Filippov "worked" were attacked by the Red Army.

The Nazis executed Sasha on December 23, 1942. Alexander Filippov was posthumously awarded the Order of the Red Banner and the medal "For the Defense of Stalingrad". The park named after Sasha Filippov was started in 1966. In 1970s, granite stone was put to mark his grave. On May 8, 1981, the bust by the famous sculptor Pyotr Malkov replaced the stone.

Alexander Zelikov/TASS

Sculpture Guardian Angel of the city of Volgograd is located in the heart of the park named after Sasha Filippov. The author of the sculpture - Honored Artist of Russia Sergey Shcherbakov native to the Volga region.

The sculpture was conceived as a symbol of mending the broken link between generations of people of the city on the Volga River. Sketches of the future monument were approved by Metropolitan of Volgograd and Kamyshin German - he chose the image of the Guardian Angel by Sergey Shcherbakov.

The monument was erected on September 11, 2005 on the Volgograd’s Town Day by efforts of the city's residents and businessmen. “Holy Guardian Angel, pray for us” is written on the sculpture’s pedestal. The residents of the city immediately fell in love with the Angel. The tips of the Angel’s wings and toes became golden from touches of many hands.

Зацарицынский форштадт

Несколько столетий назад часть города, отделенная от старой крепости рекой Царицей, получила название "Зацарицынский форштадт". Несмотря на разрушения, полученные в ходе Сталинградской битвы, здесь сохранились исторические здания и памятники архитектуры. Кроме того, эта часть города была в меньшей степени затронута новыми градостроительными планами послевоенного восстановления и местами сохранила довоенный колорит.

Александр Зеликов/ТАСС

Казанский кафедральный собор – главный храм Волгоградской и Камышинской епархии. Ему удалось уцелеть и в период гонения на церковь, и в дни Сталинградской битвы.

Первоначально Казанский собор не был кафедральным, строился как простая кладбищенская церковь без колокольни и в плане представлял абсолютно симметричный крест. Освящение храма состоялось 23 августа 1899 года. Архитектурно он был выдержан в псевдорусском стиле, включая декор всех элементов. Строительство велось на пожертвования прихожан. 

По некоторым данным, автором проекта был Михаил Грудистов, на тот момент ведущий архитектор Саратовской губернии. Как писала газета "Царицынский вестник" 1 сентября 1899 года, "храм представляет собой точную копию с православного храма при русском посольстве в Париже" (ныне – Александро-Невский собор в Париже).

С ростом населения Царицына было принято решение о расширении церкви Казанской Божьей Матери и строительстве колокольни. По окончании работ, в 1904 году, храм приобрел фактически современный вид. Он проработал до 15 декабря 1939 года и был закрыт последним в городе, став на некоторое время цехом хлебозавода. Затем началась Великая Отечественная война. В месте расположения церкви шли тяжелые бои. Храм сильно пострадал, однако в апреле 1946 года власти города приняли решение о восстановлении здания, которое осуществлялось под руководством выдающегося архитектора Василия Симбирцева. Строительные работы велись на средства прихожан. Для возвращения храму первоначального вида средств не хватило, поэтому его отстроили в несколько упрощенном варианте. Жители города возвратили церкви спасенную при разорении икону Казанской Божьей Матери и распятие, которые и сейчас можно увидеть в соборе.

На Пасху в 1946 году пришло более восьми тысяч человек, большинство прихожан стояли рядом с храмом под открытым небом. В то время к церкви Казанской Божьей Матери приходили жители города, потерявшие родных во время войны. Стены храма были белыми от объявлений "Ищу мать…", "Помогите найти родных…".

В 1949 году московский художник Константин Сархош, уроженец Царицына, в годы войны – воздушный стрелок, написал "Крещение", "Вознесение Господне" и еще ряд икон.

30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского Алексия I храм стал соборным. В 1980-е годы к старинному зданию бывшего дома священника пристроили крестильню, а также некоторые служебные помещения.

В 2005 году в соборе начались внутренние реставрационные работы. На протяжении четырех лет храм восстанавливали в его историческом, дореволюционном облике: купола колокольни поменяли на шатровые, вернули четыре шатровых купола на четверике, заменили центральный купол. Сейчас на территории собора находится детская площадка и небольшой сквер, придающие особый уют этому историческому месту.

Александр Зеликов/ТАСС

На Коммунистической улице расположено историческое здание – зацарицынская пожарная каланча. В прежние времена над Царицыном возвышались две башни, две пожарные каланчи по обе стороны реки Царицы, разделявшей город.

Одна из башен строилась довольно долго. Сначала она была деревянной и к началу ХХ века изрядно обветшала. Городские газеты того времени часто жаловались на плохой обзор и техническую изношенность столь важного в те времена сооружения. Однако только к началу Первой мировой войны город собрал необходимые средства.

Пожарную часть возвели уже во время войны, в конце 1910-х годов. Само здание было двухэтажным, а над ним возвышалась каланча. В начале 1930-х годов зданию надстроили третий этаж.

Во время Сталинградской битвы зданию удалось выстоять. Повреждения были незначительными, поэтому оно дошло до нашего времени почти в первозданном виде. Более того, и сейчас в здании работает пожарная часть. В старинной башне, которая сейчас не используется, сохранилась металлическая винтовая лестница, а с верхней площадки открывается замечательный вид на город.


Александр Зеликов/ТАСС

На отрезке Баррикадной улицы от железнодорожного полотна до пересечения с улицей Рабоче-Крестьянской сохранилась дореволюционная и довоенная застройка. По всей исторической части улицы проложены рельсы. Это самый старый участок трамвайного пути в городе, единственный сохранившийся с первого дня открытия трамвайного движения в 1913 году.

Группа из пяти четырехэтажных домов, расположенных по адресам Баррикадная, 11, 13, 13а, 13б, а также дома 34 и 36 на Рабоче-Крестьянской – это так называемые "дома Военведа". Построенные на бывшей Сенной площади задолго до войны, они благополучно пережили Сталинградскую битву и по сей день образуют сохранившийся сталинградский дворик.

По правой стороне улицы Баррикадной стоит двухэтажное здание гостиницы МВД – дореволюционный дом, когда-то принадлежавший купцам Амирхановым. Потомки этой крупной купеческой фамилии, несмотря на реквизицию собственности, продолжали жить здесь до самой войны, правда, имея всего одну комнату на всю семью.

Далее, на перекрестке  Баррикадной с улицей Козловской, сохранившей свое дореволюционное название, можно увидеть большое пятиэтажное здание необычной асимметричной планировки, с колоннадой в арке и старинными столбами внутри двора. Это построенный до войны дом гидролизного завода. В дни Сталинградской битвы он пострадал, но был полностью восстановлен в конце 1940-х годов.

На пересечении с улицей Социалистической сразу два интересных здания. Слева расположена отлично сохранившаяся пожарная часть с каланчой, выстроенная во времена Первой мировой войны. Справа – дом Коммунхоза 1929 года постройки. Это здание было восстановлено на улице одним из первых, став своеобразным символом начала возрождения улицы Баррикадной и многих других улиц вокруг.

Заканчивается улица аркой железнодорожного моста. Эта арка возникла здесь еще в 1897 году и с тех пор внешне практически не изменилась, представляя собой замечательный образец транспортной инфраструктуры конца XIX столетия.


Весной 2015 года на главной площади Ворошиловского района Волгограда – Советской – появился "сухой" фонтан. Свое название он получил потому, что не имеет чаши. Прямо из-под земли в определенной последовательности с заданной периодичностью бьют струи воды. Подсветка фонтана включается в ночное время. Фонтан сразу стал любимым местом детей, особенно в жаркое время года.

Николай Галкин/ТАСС

Дореволюционный Царицын стал первым уездным городом Российской империи, в котором был запущен электрический трамвай. Произошло это 9 апреля 1913 года. Трамвайные вагоны, пущенные в эксплуатацию в это время, возили пассажиров вплоть до 1930-х годов. Первая трамвайная линия протяженностью 10 км соединяла два железнодорожных вокзала – Тихорецкий (ныне Волгоград II) и станцию Царицын Грязе-Царицынской железной дороги (ныне Волгоград I).

Памятник первому кондуктору уездных городов России, установленный недалеко от сквера имени Саши Филиппова, на пересечении улиц Рабоче-Крестьянской и Академической, был открыт 29 апреля 2015 года. Скульптура представляет собой собирательный образ кондуктора начала XX века, воссозданный по фотографиям. Место выбрано не случайно. Царицынский трамвай, выходивший из трампарка на улице Сердобской (ныне КИМ), выезжал на Княгининскую (ныне Рабоче-Крестьянскую). Рядом с памятником кондуктору расположены символические трамвайные рельсы.

Александр Зеликов/ТАСС

По улице Рабоче-Крестьянской расположен парк, названный в честь юного разведчика Саши Филиппова, погибшего от рук гитлеровских захватчиков. Александр Филиппов родился 26 июня 1925 года в Сталинграде, жил на Дар-горе по улице Брянской. Теперь эта улица носит его имя.

Когда началась Сталинградская битва, семнадцатилетний комсомолец Саша Филиппов стал советским разведчиком. В любую погоду "сапожник" Саша шел к гитлеровским позициям. А через некоторое время блиндажи противника, где "работал" Саша Филиппов, подвергались массированному удару войск Красной армии.

Фашисты схватили Сашу и казнили 23 декабря 1942 года. Александр Филиппов посмертно награжден орденом Красного знамени и медалью "За оборону Сталинграда". Парк имени Саши Филиппова заложили в 1966 году. В 1970-х годах здесь, на месте его могилы, поставили гранитный камень. 8 мая 1981 года вместо камня установили бюст работы известного скульптора Петра Малкова.

Александр Зеликов/ТАСС

В парке имени Саши Филиппова, в самом центре этого уютного места, находится замечательная скульптура – Ангел-Хранитель города Волгограда. Выполненный волжским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Щербаковым в тонированной бронзе, памятник стоит на гранитном основании.

Скульптура Ангела-Хранителя задумывалась как символ воссоединения разорванной связи поколений города на Волге. Эскизы будущего памятника просматривал митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Именно он выбрал образ Ангела-Хранителя работы Сергея Щербакова.

Установка памятника состоялась 11 сентября 2005 года в День города силами волгоградской общественности и предпринимателей. На постаменте бронзовой скульптуры написано: "Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога за нас". Добрый и возвышенный, городской Ангел, сразу полюбился жителям города, которые часто приходят к нему. Кончики крыльев и пальцы его ног стали золотыми от прикосновений множества рук.

× Зацарицынский форштадт
Открыть карту