The football in the spotlight

The football in the spotlight
Spherical evolution
The football in the spotlight
Sperical evolution
Adidas unveiled the official football of the 2018 FIFA World Cup Russia™ in Moscow on November 9, prompting welcome2018.com to look back on the history of World Cup footballs.
Adidas unveiled the official football of the 2018 FIFA World Cup Russia™ in Moscow on November 9, prompting welcome2018.com to look back on the history of World Cup footballs.
Pebble leather
If you show the football used in the premiere World Cup in 1930 to a modern football fan, he is likely to stare in disbelief at this rough brown leather artefact of 12 panels stitched together by hand. The shape of this ball was closer to a cannon round than the perfect sphere. But perhaps its most unusual feature was the lace stitching. They still lace the ball in American football nowadays, but they do it for a practical purpose: the stitching makes it easier to spin the football. Back in 1930, the lacing had no practical purpose; they simply did not know how to stitch a football together from inside. To make matters worse, the “lace” was a solid leather thread at the 1930 World Cup in Uruguay, leaving marks on many a footballer forehead.

It is interesting that, despite its heavier materials, the old-school football was lighter than its modern counterparts, officially ranging between 368 g and 425 g. On the other hand, the leather would absorb water and swell when it rained; the ball’s weight increased. Taking a direct hit on the head with such a football, especially stitch first, did not augur well for the player. The first three World Cups were played with these imperfect and unsafe footballs.
In fact, there was no official football at the debut World Cup. The squads used their own footballs, like when they played in their backyard. There was a dispute before the final. Argentina and Uruguay could not agree about whose football to use.
In fact, there was no official football at the debut World Cup. The squads used their own footballs, like when they played in their backyard. There was a dispute before the final. Argentina and Uruguay could not agree about whose football to use.
Eventually, they made a decision worthy of Solomon. The Argentinean Tiento football was used in the first period, and the Uruguayan T-Model was used in the second.
1930 Tiento football from the 1930 World Cup in Uruguay. Argentina and Uruguay could not decide whose football to use in the Cup final. Eventually, the Tiento was used in the first period, and the Uruguayan T-Model was used in the 2nd period. Uruguay won 4-2
There were no technological innovations in the manufacturing of footballs during the 1930s, except that someone came up with the fortunate idea to replace leather with cotton for the football stitching lace by the 1934 World Cup Italy. The weight of the football was changed to 410-450 g in 1937, and this standard has been upheld to this day.
Rounding it up
Technology went forward in the 1940s during the 12 wartime years when the world had more pressing matters to attend to than the football World Cup. The footballs played at the 1950 World Cup Brazil were much better quality than their pre-war predecessors.

The players no longer needed to worry about stitch marks on their foreheads: the external lace stitching was gone. The Duplo Т ball was pumped up via an internal air intake valve. Natural leather continued to be used. The football was sewn together from 12 panels. Thanks to the lining between the air tube and the outside layer, the new ball was closer to a perfect sphere. They also adopted some new colours - white and orange – as brown footballs were sometimes too difficult to spot for spectators.
2) This 1954 World Cup Switzerland football, sewn together from 18 leather panels, is now on display in a Frankfurt museum.
The 12 years that followed saw a rising tendency to increase the number of leather panels from which the football was made. There were 18 panels on the football at the 1954 World Cup Switzerland, and there were 24 at FWC 1958 in Sweden.
1957 was the year when FIFA for the first time allowed open bidding for the design of World Cup footballs. The winner would be picked by a four-strong FIFA jury, including Valentin Granatkin, representing the Soviet Union.
1957 was the year when FIFA for the first time allowed open bidding for the design of World Cup footballs. The winner would be picked by a four-strong FIFA jury, including Valentin Granatkin, representing the Soviet Union.
Ten finalists were selected from the number of 102 bidding balls without any identification. Another two hours of testing determined the winner. It was the football under No. 55, which turned out to be the Swedish-made Top Star.

There was an embarrassing moment at the 1962 World Cup in Chile. The South Americans came up with an innovative orange football christened Mr. Crack, which was made from large hexagons instead of longitudinal panels. The head referee, a Brit by the name of Ken Aston, who refereed the opening game, hated the new football. Having inspected Mr. Crack in great detail, he asked the hosts to find the European Top Star football, used in the 1958 World Cup and the 1960 European Championship. Many European squads would refuse to use the Chilean football in the wake of this incident. The hexagons would make a triumphal comeback, but only eight years later.
3) The Challenge 4-Star football, played in the final of 1966 World Cup England, went missing for 30 years, before resurfacing at the British National Football Museum. IN THE PHOTO: West Germany and England squads before the final. Helmut Haller, who (as it later transpired) would grab the football after the match and take it home to play with his son, is fourth from the left.
3) The Challenge 4-Star football, played in the final of 1966 World Cup England, went missing for 30 years, before resurfacing at the British National Football Museum. IN THE PHOTO: West Germany and England squads before the final. Helmut Haller, who (as it later transpired) would grab the football after the match and take it home to play with his son, is fourth from the left.
The British Challenge 4-Star football, used in the 1966 World Cup England, was the last old-school football to be used in a World Cup. It turned out to be incredibly wear-resistant, as time would tell. According to historical records, the Challenge 4-Star, played by the England and Germany squads in their final, went missing after the match. Years later it transpired that the German footballer Helmut Haller had grabbed it. For many years he would play the football with his son in the backyard of their house. The football, recovered in a near-mint condition (considering its long life) in 1996, went on display at the National Football Museum in the UK.
German technology
Credit for revolutionizing the production of footballs belongs to the Germans. The Adidas Telstar football was premiered at the 1968 European Championship, and became the official World Cup football in Mexico in 1970. Telstar is the abbreviated version of “television star.”

The Telstar was completely unlike any of its predecessors.
1
The flat longitudinal panels had been replaced by 12 pentagons and 20 hexagons, yielding a football of amazing smoothness and roundness.
2
The football coloration changed. The pentagons were black, and the hexagons - white. These colours were not a random choice. In 1970, the World Cup games were broadcast in colour for the first time. The black and white sphere was clearly visible on the green, making for an easier TV viewing experience. This colour scheme remains symbolic of football to this day. Many football leagues and clubs use this very football in their emblems.
3
New materials were used. The external surface was still leather, but there was an artificial lining underneath, which enhanced the football’s water-tightness.
The Telstar started an entire new generation of World Cup footballs. Its carcass of 32 panels would remain in use up until 2006.

The Telstar Durlast football used in the 1974 World Cup Germany was exactly identical to its predecessor. The Tango football used in Argentina in 1978 was the same Telstar, but differently painted in a style that would be, in a basic form, reproduced on footballs for another 20 years. It was covered in 20 triads which, in the idea of the football’s creators, symbolized passion and power. This colour scheme became the model for most footballs used in the subsequent World Cups.
The 1982 World Cup Spain football was the first to be made from a mix of leather and man-made materials. It had special water-resistant polyurethane coating. IN THE PHOTO: Footballs crafted specially for the World Cup, 3 March 1982. The football in front is an enlarged floor sample.
The football manufacturers came up with something new for the 1982 World Cup Spain. It looked exactly like the Argentinean Tango football. They did not even bother with inventing a new name, christening the football Tango España. However, this was the first football ever made from a blend of natural leather and synthetic materials. It had a watertight external polyurethane covering. Azteca, made by Adidas for the 1986 World Cup Mexico, was the first fully artificial football. It looked like the Tango, except that the triads were depicted in the style of Aztec murals. Diego Maradona’s “Goal of the Century” and “Hand of God” were scored with this football.

There were no more significant changes in football architecture until the end of the 20th century, but the quality, wear-resistance and water-tightness of footballs continued to improve.
Tricolore, the last of the Tango series footballs used during the 1998 World Cup France, was filled with synthetic foam, which regulated the energy balance when the ball was kicked. IN THE PHOTO: Denmark squad player kicking the ball into play in a match with Saudi Arabia.
Tricolore, used during the 1998 World Cup France, was the last football of the legendary series. It was filled with synthetic foam, which regulated the energy balance when the ball was kicked. This football was no longer monochrome: the classic Tango triads were red and blue. The Tricolore was the last Tango-coloured football to be used in a World Cup.
It took Adidas three years to craft the football for the 2002 World Cup, staged in Japan and South Korea. The “classic” football architecture with 20 hexagons and 12 pentagons was used for the last time on the Fevernova, which came in a maximum permitted size (70 cm girth and 450 g weight), and with a synthetic foam lining inside.
. The “classic” football architecture with 20 hexagons and 12 pentagons was used for the last time on the Fevernova, which came in a maximum permitted size (70 cm girth and 450 g weight), and with a synthetic foam lining inside.
The Fevernova would be remembered for its unpredictable performance, going off on crazy trajectories that befuddled the goalies and strikers alike.

This World Cup saw the first major football design change since 1978. The ball was now covered with a mesh of hundreds of tiny hexagons. Superimposed on this mesh were images of tongues of flame on a golden background.
It’s the aerodynamics, stupid!
+Teamgeist opened a new page in football design history at the 2006 World Cup. This football was made from 6 panels remotely resembling the figure “8,” and eight large triads. These features were touted as football control and kicking precision enhancers. They hardly mattered when the ball was toe-punched, but more nuanced players could really tell the difference. With the new thermal bonding technology, water resistance was no longer a problem. The weight of this football would increase by a maximum of 0.1 percent when the ball absorbed humidity. The “plus” before the ball’s name was a pragmatic precaution to prevent the German expression Teamgeist (Team Spirit) from being used as a trade name on its own.

The World Cup came to Africa for the first time in 2010. The football used in World Cup South Africa was named Jabulani, which means “celebrate” in Zulu. The football was decorated with proper festiveness: 11 colours for the SA squad and for SA’s 11 eleven languages. This time the football was made from eight thermally bonded panels. Commentators made frequent allegations that the Jabulani was a “remote controlled” football.
Forward Sports employee securing the thermal seam on a Brazuca football. Sialkot, Punjab, Pakistan. 28 January 2014.
The most recent World Cup football, the 2014 Brazuca, was touted as “revolutionary” by the manufacturer, and it really was. To be sure, Adidas kept its secrets well. All we know is that this football was made with “innovative technology.” It consists of six polyurethane panels, joined by equally “innovative” thermal seams. “The improved surface texture provides excellent traction and aerodynamics on the pitch,” went the Brazuca newsletter.

There was one more innovation to this football: fans were granted the privilege of naming it. Brazuca is decked out in tricolored ribbons, symbolizing the “wishing bracelets” people wear in Brazil.
Adidas branded its Brazuca football “revolutionary.” It was made with innovative technology, bonded with improved thermal seams, and it came with an original textured surface. Forward Sports employees manually assembling the panels to make Brazuca footballs. Sialkot, Punjab, Pakistan. 28 January 2014.
Forward Sports employee testing the quality of a newly made football with special equipment. Sialkot, Punjab, Pakistan. 28 January 2014.
Forward Sports employee testing the quality of a newly made football with special equipment. Sialkot, Punjab, Pakistan. 28 January 2014..
World Cup footballs

Мяч на центр

Мяч на центр
Эволюция футбольного снаряда
Мяч на центр
Эволюция футбольного снаряда
9 ноября компания adidas презентовала в Москве официальный мяч Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Портал welcome2018.com вспоминает предыдущие мячи мировых первенств.
9 ноября компания adidas презентовала в Москве официальный мяч Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Портал welcome2018.com вспоминает предыдущие мячи мировых первенств.
Шагреневая кожа
Если современному человеку показать мяч, который использовался на первом чемпионате мира 1930 года, он, скорее всего, будет сильно удивлен. Грубая коричневая кожа, 12 панелей, сшитых вручную, а по форме снаряд довольно далек от идеального шара. Но самое главное – скрепляющая шнуровка. Точно такая же, какую до сих пор можно увидеть на мяче для американского футбола. Только если там она имеет практическое применение (для удобства закрутки мяча), то в 1930 году мячи просто не умели сшивать изнутри. Ко всему прочему, на мировом первенстве в Уругвае шнуровка была из толстой кожаной нити, которая оставила много ссадин на лбах футболистов.

Как ни странно, вся эта конструкция весила меньше современных снарядов: ее официальная масса могла колебаться от 368 до 425 г. Но тут важно учитывать, что вес мяча резко увеличивался в дождливую погоду: кожа набухала, что придавало снаряду убойную мощь, и его попадание в голову шнуровкой вперед не предвещало ничего хорошего. Так звезды мирового футбола играли на первых трех чемпионатах мира.
На первом мировом первенстве официального мяча вообще не было, играли, как во дворе, – своим. Все закончилось уникальной ситуацией в финале: сборные Аргентины и Уругвая не смогли договориться, чей мяч использовать.
На первом мировом первенстве официального мяча вообще не было, играли, как во дворе, – своим. Все закончилось уникальной ситуацией в финале: сборные Аргентины и Уругвая не смогли договориться, чей мяч использовать.
В итоге приняли соломоново решение – в первом тайме использовать аргентинский Tiento, а во втором – уругвайский T-Model.
В финале ЧМ-1930 в Монтевидео (Аргентина – Уругвай) первый тайм игрался аргентинским мячом и закончился со счетом 1:2 в пользу Аргентины. Во втором тайме мяч был уже уругвайский, и хозяева сначала отыгрались, а потом вырвались вперед. Итоговый счет – 4:2 в пользу Уругвая
Особых технологических изменений в производстве мячей в 1930-е не происходило. За исключением того, что к ЧМ-1934 в Италии догадались заменить кожаную нить на хлопчатобумажную. А в 1937 году была изменена масса мяча – до 410–450 г. Этот стандарт сохраняется до сих пор.
Шаром покати
За 12 лет перерыва между чемпионатами мира, связанного с военными 40-ми, технологии значительно продвинулись. На чемпионате мира 1950 года в Бразилии команды играли мячами, которые были заметно лучше по качеству, чем довоенные.

Футболистам больше не приходилось беспокоиться за свои лбы: исчезла внешняя шнуровка. Мяч Duplo Т накачивался через внутренний клапан. По-прежнему использовалась натуральная кожа, мяч сшивался из 12 панелей, но благодаря прокладке между камерой и внешним покрытием стал больше похож на шар. Ко всему прочему стали использовать новые цвета – оранжевый и белый. Это значительно облегчило жизнь зрителям, которым больше не надо было ломать глаза, выискивая на газоне коричневую «кубышку».
Мяч ЧМ-1954 в Швейцарии был сшит из 18 кожаных панелей. Сейчас его можно увидеть в музее во Франкфурте.
В последующие 12 лет начался стремительный рост числа панелей, из которых сшивался мяч – на ЧМ-1954 в Швейцарии их было 18, на ЧМ-1958 в Швеции – 24.
В 1957 году FIFA впервые разрешила любым производителям принять участие в конкурсе на создание мяча чемпионата мира. Победителя определяла комиссия FIFA, состоявшая из четырех человек, среди которых был и представитель СССР Валентин Гранаткин.
В 1957 году FIFA впервые разрешила любым производителям принять участие в конкурсе на создание мяча чемпионата мира. Победителя определяла комиссия FIFA, состоявшая из четырех человек, среди которых был и представитель СССР Валентин Гранаткин.
Из 102 мячей без опознавательных знаков было выбрано 10 финалистов. По истечении двух часов испытаний победителем стал мяч под номером 55, которым оказался шведский Top Star.

Неловкая ситуация произошла на мировом первенстве 1962 года в Чили. Южноамериканцы создали новаторский оранжевый мяч Mr. Crack, в конструкции которого не было продольных панелей – вместо них появились крупные шестиугольники. Однако это изделие очень не понравилось английскому арбитру Кену Астону, судившему матч открытия. После досконального осмотра мяча он велел организаторам срочно найти европейский Top Star, которым играли на ЧМ-1958 и чемпионате Европы 1960 года. Этот инцидент породил целую серию акций, когда европейские сборные отказывались играть чилийским мячом. Шестиугольники в итоге триумфально вернулись на мировое первенство, но спустя восемь лет.
Мяч Challenge 4-Star, которым играли в финале ЧМ-1966 в Англии, был утерян на целых 30 лет, после чего "всплыл" в британском Национальном музее футбола. НА ФОТО: Команды Западной Германии и Англии перед финальным матчем. Хельмут Халлер, который, как потом выяснилось, забрал мяч домой и играл им со своим сыном, - четвертый слева.
Мяч Challenge 4-Star, которым играли в финале ЧМ-1966 в Англии, был утерян на целых 30 лет, после чего "всплыл" в британском Национальном музее футбола. НА ФОТО: Команды Западной Германии и Англии перед финальным матчем. Хельмут Халлер, который, как потом выяснилось, забрал мяч домой и играл им со своим сыном, - четвертый слева.
На чемпионате мира 1966 года в Англии британский Challenge 4-Star стал последним в линейке мячей старого образца. Как показало время, он был фантастически износостоек. История гласит, что мяч, которым в финале играли англичане и немцы, был утерян. Спустя годы выяснилось, что его забрал немец Хельмут Халлер, который на протяжении многих лет играл им с сыном во дворе. Лишь в 1996 году мяч в превосходном (учитывая пройденный им жизненный путь) состоянии оказался в британском Национальном музее футбола.
Немецкие технологии
Революцию в производстве мячей совершили немцы. Мяч Telstar компании adidas впервые представили на чемпионате Европы 1968 года, а мячом чемпионата мира он стал в 1970 году в Мексике. Оригинальное название – сокращение от «star of television», «звезда экрана».

Мяч был совершенно не похож на своих предшественников:
1
Плоские продолговатые панели заменили 12 пятиугольников и 20 шестиугольников, которые создали невероятно ровный для того времени шар.
2
Мяч поменял расцветку. Пятиугольники были черными, остальные части – белыми. Эти цвета были выбраны не случайно – в 1970-м году чемпионат мира впервые транслировался в цвете. Черно-белая сфера была хорошо заметна на зеленом фоне, что облегчило просмотр телезрителям. Эта расцветка до сих пор остается символом футбола. Именно этот мяч изображается на эмблемах многих лиг и клубов.
3
Изменились материалы: поверхность осталась кожаной, но под ней теперь скрывалась синтетическая прослойка, что сделало мяч более устойчивым к влаге.
Мяч Telstar стал основой для целого поколения мячей чемпионатов мира. Его каркас из 32 панелей использовался вплоть до 2006 года.

На турнире 1974 года в Германии использовался Telstar Durlast, который ничем не отличался от своего предшественника. В Аргентине-78 использовался Tango – тот же Telstar, но с раскраской, основа которой использовалась на мячах в течение 20 лет. Он был покрыт 20-ю триадами, что, по задумке авторов, символизировало динамику и страсть. Эта раскраска стала базовой для большинства снарядов последующих чемпионатов мира.
Мяч ЧМ-1982 в Испании впервые в истории был сделан из кожи и синтетики. Особое полиуретановое покрытие позволяло ему отталкивать воду. НА ФОТО: 3 марта 1982 года. Мячи, изготовленные специально для чемпионата. На первом плане – увеличенная демонстрационная модель.
На ЧМ-1982 в Испании производители продемонстрировали новинку. По внешнему виду это был точно такой же мяч, как в Аргентине, создатели не стали даже выдумывать новое название и окрестили его Tango España. Однако этот мяч впервые был сделан из смеси натуральной кожи и синтетических материалов. Он имел полиуретановое покрытие, которое отталкивало воду. К ЧМ-1986 в Мексике adidas выпустил Azteca – первый мяч, сделанный целиком из синтетики. Внешне он был похож на Tango, но триады изображены в стиле ацтекских фресок. Этим мячом Диего Марадона забил «гол столетия» и гол «Рука Бога».

Вплоть до конца ХХ века мячи в целом не менялись. Постепенно повышалось качество, росла износостойкость и водонепроницаемость.
Последний мяч из серии Tango – Tricolore на ЧМ-1998 во Франции – был наполнен синтетической пеной, которая регулировала распределение энергии при ударе. НА ФОТО: Футболист сборной Дании вводит мяч в игру во время матча с Саудовской Аравией.
Последним мячом легендарной серии стал Tricolore ЧМ-1998 во Франции. При его создании использовалась синтетическая пена, которые регулировала распределение энергии при ударе. К тому же он перестал быть монохромным – классические триады Tango стали синими и красными. Этот мяч стал последним с расцветкой Tango.

В 2002 году чемпионат мира прошел в Японии и Южной Корее.
Мяч для этого турнира adidas создавал на протяжении трех лет. В последний раз была использована «классическая» конструкция – 20 шестиугольников и 12 пятиугольников.
Мяч для этого турнира adidas создавал на протяжении трех лет. В последний раз была использована «классическая» конструкция – 20 шестиугольников и 12 пятиугольников.
Fevernova имел максимально допустимые габариты (70 см окружности и 450 г веса), а внутри находилась прослойка из синтетической пены. Мяч запомнился своей непредсказуемостью: нередко траектории удивляли не только вратарей, но и нападающих.

На этом мундиале мяч впервые с 1978 года кардинально поменял оформление. Сфера покрылась мелкой сеткой из сотен шестиугольников, поверх которой красовалось изображение языков пламени в золотом обрамлении.
По законам аэродинамики
Новую страницу в истории открыл +Teamgeist на чемпионате мира 2006 года. Он был сделан из 6 панелей, по форме отдаленно напоминавших восьмерку, и восьми крупных триад. Считалось, что это должно было улучшить точность удара и контроль мяча. Конечно, те, кто бил пыром, особой разницы не почувствовали, но мастера новинку оценили высоко. С новой технологией термосклейки была практически решена проблема водонепроницаемости: теперь при поглощении воды вес мяча увеличивался не более чем на одну десятую процента. Интересно и название – плюс в начале имеет практическое применение. Он предназначается для того, чтобы регулярное немецкое выражение Teamgeist («командный дух») не могло самостоятельно использоваться в качестве торговой марки.

В 2010 году чемпионат мира впервые прошел в Африке. Мяч турнира в ЮАР получил название Jabulani, что на языке зулусов означает «праздновать». Праздник отобразился и во внешнем виде: 11 цветов олицетворяли футбольную команду, а также 11 языков ЮАР. На этот раз мяч сделали из восьми панелей, которые соединили термосклеиванием, что еще больше увеличило количество комментаторских высказываний в стиле «это радиоуправляемый мяч».
Сотрудница завода Forward Sports фиксирует термошов на мяче Brazuca. 28 января 2014, Сиалкот, Пенджаб, Пакистан.
Наконец, мяч ЧМ-2014 Brazuca стал самым революционным, как его описал сам производитель. Секреты, разумеется, adidas не раскрыл, но известно, что мяч выполнен по «инновационной технологии» и состоит из шести полиуретановых панелей, которые соединены опять же инновационными термошвами. «Специальная текстурная поверхность обеспечивает превосходное сцепление и аэродинамику на поле», – говорится в описании.

Мяч стал новаторским и в другом: впервые название для него выбирали болельщики. Brazuca украсили трехцветные ленты, символизирующие «браслеты желаний», которые носят в Бразилии.
В adidas мяч Brazuca называли революционным: он был создан по инновационной технологии со специальными термошвами и особой текстурной поверхностью. Сотрудники завода Forward Sports вручную собирают панели мячей Brazuca. 28 января 2014, Сиалкот, Пенджаб, Пакистан.
Сотрудник завода Forward Sports производит на специальном оборудовании технический контроль только что изготовленного мяча. 28 января 2014, Сиалкот, Пенджаб, Пакистан.
Сотрудник завода Forward Sports производит на специальном оборудовании технический контроль только что изготовленного мяча. 28 января 2014, Сиалкот, Пенджаб, Пакистан.
Мячи чемпионатов мира